Трэп

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Треп (музыка)»)
Трэп
Направление Хип-хоп
Истоки
Время и место возникновения Начало 1990-х (Юг США, в частности Порт-Артур, Хьюстон, Техас; Атланта, Джорджия; Мемфис, Теннесси)
Годы расцвета Середина — конец 2010-х
Поджанры
Дрилл, латинский трэп[англ.], плаг, трэп-метал, фонк
Родственные
Мамбл-рэп
Производные
EDM-трэп

Трэп (англ. Trap music, МФА: [træp ˈmju:zɪk]) — поджанр хип-хопа, уходящий корнями в поздние 1990-е годы на юге США.

В музыке широко используются многослойные синтезаторы, на которых ведётся мелодия с жёсткой линией; хрустящие, грязные и ритмичные рабочие барабаны; глубокие барабаны-бочки, либо мощные суббасовые партии; хай-хэты, ускоренные в два, три и более раз[1][2][3]. Также применяются семплированные партии струнных, медно-духовых, клавишных инструментов, вырезанные из кинематографической и симфонической музыки, создающие общую тёмную, грубую, зловещую и мрачную атмосферу для слушателя[2][3][4][5]. Темп типичного трэп-трека — в районе 140 ударов в минуту[6]. Основные характеристики сформированы в работах продюсера Шоти Редда[англ.].

Для текстов характерно угрожающее, холодное, воинственное содержание, типичные сюжеты — наблюдения из уличной жизни, о нищете, жестокости, тяготах в «ловушке» (англ. trap), тяжёлом опыте в городской среде[5].

История

1990-е — начало 2000-х: Происхождение

Термин «трэп» используется для обозначения того места, где проводятся наркосделки, и того, как трудно вырваться из этого стиля жизни. Термин возник в Атланте (штат Джорджия), где такие рэперы, как Кул Бриз[англ.], Dungeon Family[англ.], Outkast, Goodie Mob[англ.] и Ghetto Mafia[англ.], были одними из первых, кто использовал данный термин в своей музыке. Фанаты и критики начали называть рэперов, чьей первичной темой текстов являлась наркоторговля, «трэп-рэперами» (англ. trap rappers)[2]. Дейвид Дрейк из журнала Complex написал, что «трэп в начале 2000-х не был жанром, он был реальным местом», а уже впоследствии этот термин был принят для обозначения «музыки, сделанной об этом месте»[7]. В начале 1990-х рэперы UGK, Эйтболл и Эм-Джей-Джи, Three 6 Mafia, Кул Бриз, Мастер Пи и Ghetto Mafia были среди тех первых рэперов, которые попытались ввести «трэп»-лайфстайл в свою музыку. В 1992 году трек «Pocket Full of Stones» группы UGK был одной из самых ранних трэп-записей, предназначенной для того, чтобы издаться на их дебютном альбоме на мейджор-лейбле Too Hard to Swallow[англ.] (в переводе с англ. — «Слишком трудно принять»). Также он был включён в фильм 1993 года «Угроза обществу» (англ. Menace II Society). В 1996-м Мастер Пи выпустил сингл «Mr. Ice Cream Man[англ.]» со своего пятого студийного альбома Ice Cream Man[англ.] (в переводе с англ. — «Мороженщик»).

2000-е — середина 2010-х: Рост популярности в мейнстриме

В период от начала до середины 2000-х трэп-музыка начала признаваться как самостоятельный жанр после успеха ряда альбомов и синглов с текстами, охватывающими такие темы, как жизнь в «ловушке» (англ. the trap), наркоторговля и борьба за успех[3]. Несколько южных рэперов с наркодельцами, такие как Ти-Ай, Янг Джизи и Рик Росс, спродюсировали кроссовер-хиты и помогли расширить популярность жанра, с трэп-записями, начинающими появляться всё чаще на микстейпах и радиостанциях за пределами Юга[8]. Хоть трэп-артисты были отчасти разнообразны в стилях их продакшна, фирменный и являющийся квинтэссенцией трэп-звук (как правило, выстроенный вокруг синтов, оркестра и струнной зыби с плотными, басовитыми 808-ми барабанами), который стал связан с жанром, был создан в Атланте в ходе прорыва трэпа в середине 2000-х. Некоторые из заметных трэп-продюсеров в промежуток с середины до конца 2000-х включали в себя таких, как Диджей Тумп[англ.], Fatboi, Драмма-Бой[англ.], Шоти Редд, Д. Рич и Зайтовен[англ.]. Первая волна трэп-звука создавалась под впечатлением от ранних южных продюсеров, таких как Лил Джон, Мэнни Фреш и Диджей Пол[англ.].

Если не считать Outkast, дайте подумать, Goodie Mob… если не считать их, перед тем, как я вошёл в игру, были Лил Джон, Outkast, Goodie Mob, хорошо, у вас была кранк-музыка и у вас был «Органайзд Нойз[англ.]». Но не существовало такого понятия, как трэп-музыка, её создал я, я её создал. Я ввёл термин, это был мой второй альбом, Trap Muzik[англ.], дропнутый в 2003-м. После этого появился целый новый жанр музыки. Открытая тропинка для каждого из вас, чтобы делать, что вы делаете, жить вашими жизнями, на телевидении, и быть принятыми массами. Массы приняли вас потому, что я открыл дверь и вы в неё вошли. Потому и не забывайте, кто открыл ту самую дверь.

— Атлантский рэпер T.I. в данном в декабре 2012-го интервью[9].

К концу десятилетия вторая волна трэп-артистов продолжила набирать обороты и часто возглавляла хип-хоп-чарты «Билборда»[8]. Трэп-продюсер Лекс Люгер[англ.], вырвавшийся из относительной безвестности, приобрёл огромную популярность и затем спродюсировал более чем 200 песен в промежуток между 2010 и 2011 годами, включая ряд синглов для популярных мейнстрим-рэп-артистов, таких как «B.M.F. (Blowin' Money Fast)[англ.]» Рика Росса, «H•A•M» Канье Уэста и Джея Зи и «Hard in da Paint[англ.]» Ваки Флоки Флейма[2][8][10][11]. С тех пор, как стал подниматься Люгер, его фирменный трэп-звук явился масштабным использованием 808-х, хрустящих снэров, быстрых хай-хэтов, синт-клавиш и оркестровки медных духовых, струнных, деревянных духовых и клавишных[5]. Многое из его звучания было принято и включено другими хип-хоп-продюсерами, пытающимися воссоздать его успех, так как Люгеру часто приписывается популяризация современного трэп-звука[2]. Начиная с 2010-х множество современных трэп-продюсеров снискали популярность, в частности 808 Mafia[англ.], Саутсайд[англ.], Сонни Диджитал[англ.], Янг Чоп[англ.], Лил Лоди, Драмма-Драма, Диджей Спинз[англ.] и Метро Бумин[12]. Некоторые продюсеры расширили свой диапазон до других жанров, таких как ар-н-би (Mike WiLL Made It) и электронная музыка (AraabMuzik[англ.])[1].

В период с 2011-го по 2012-й трэп-песни поддерживали значительное присутствие в мейнстримных музыкальных чартах «Билборда» с большим количеством записей, выпущенных такими рэперами, как Янг Джизи, Чиф Киф и Фьючер[8]. Сингл Джизи «Ballin’[англ.]» достиг #57 в чарте «Билборда» и был признан одним из лучших треков Джизи через какое-то время[12]. Сингл Фьючера «Turn On The Lights[англ.]» был сертифицирован золотом и вошёл на #50 в Billboard Hot 100, а «I Don’t Like» и «Love Sosa» Кифа сгенерировали более 30 миллионов просмотров на YouTube, породив новый поджанр трэпа, названный дриллом. Музыкальные критики назвали стиль продакшна дрилла «кузеном по звуку для пугливого футворка[англ.], южно-прожаренного хип-хопа и 808-го пальца на спусковом крючке трэпа». Янг Чоп зачастую выделяется критиками в качестве самого характерного жанрового продюсера[13][14][15]. Звучание музыки трэп-продюсера Лекса Люгера[англ.] существенно повлияло на дрилл[14][16], а Янг Чоп выделил Шоти Редда, Драмма-Боя и Зайтовена как важных предвестников дрилл-движения[15]. «I Don’t Like» воодушевил такого же уроженца Чикаго, как и Чиф Киф, знаменитого хип-хоп-продюсера и рэпера Канье Уэста сделать ремикс этой песни, который был включён в сборник Cruel Summer его лейбла GOOD Music. Стелиос Фили[англ.] из GQ назвал трэп-музыку «звучанием хип-хопа в 2012 году»[17].

Ввиду ощутимого присутствия в мейнстримных музыкальных чартах, трэп-музыка использовалась и артистами, исполняющими не хип-хоп. Песни ар-н-би-певицы Бейонсе «Drunk in Love», «Flawless[англ.]» и «7/11[англ.]» — все из её альбома 2013 года Beyoncé — также содержат отражение трэпа. Американская данс-поп-певица Леди Гага записала вдохновлённую трэпом песню «Jewels ’n Drugs» со своего альбома 2013 года Artpop, при участии рэперов T.I., Too Short и Twista. Комбинация поп- и трэп-музыки была встречена смешанными отзывами критиков[18][19]. В сентябре 2013 года американская поп-певица Кэти Перри выпустила песню под названием «Dark Horse» при участии рэпера Juicy J, с её альбома 2013 года Prism, включавшую трэп-«привкус»[20][21]. Песня достигла вершины Billboard Hot 100 к концу января 2014 года[22].

Середина 2010-х — настоящее время: Расширение и повсеместное распространение

В мае 2015 года трэп-музыка ещё раз всплыла на вершину мейнстримных музыкальных чартов, когда хит-сингл «Trap Queen» нью-джерсийского рэпера Фетти Уапа поднялся на 2-е место американского чарта Billboard Hot 100[23]. Последующие синглы Уапа «My Way[англ.]» и «679[англ.]» так же достигли топа-20 американского Billboard Hot 100, сделав его первым мужским рэп-исполнителем, три песни которого находились в топе-20, впервые со времён Эминема в 2013 году[24].

Бруклинский рэпер Desiigner получил широкую известность в 2016 году после выпуска трека «Panda», поднявшегося на первую строчку чарта Billboard Hot 100[25]. Популярности трэп-композициям поспособствовали и интернет-мемы. «Black Beatles» Rae Sremmurd и Гуччи Мейна попала на первую строчку Billboard Hot 100 после того, как стала активно использоваться во флешмобе Mannequin Challenge[26]. Аналогичным образом чем-то вроде мема стала песня «Bad and Boujee» трио Migos и рэпера Lil Uzi Vert. Композиция также добралась до первой строчки Billboard Hot 100[27]. В середине июня 2017 года 2 Chainz выпустил альбом под названием Pretty Girls Like Trap Music[англ.][28]. Рэперша Карди Би обрела широкую популярность после выхода трека «Bodak Yellow», который занял первое место в Billboard Hot 100 в этом же 2017 году[29].

5 мая 2018 года Чайлдиш Гамбино выпустил песню «This Is America». Композиция была построена на резком контрасте между весёлыми мелодиями и угрожающими трэп-интонациями. Песня попала на 1-е место в Billboard Hot 100[30]. В этом же году T.I., в преддверии выхода своего альбома Dime Trap[англ.], открыл в Атланте музей трэпа Trap Music Museum[31]. Поп-певица Ариана Гранде выпустила в 2018 году альбом Sweetener, где присутствовали элементы трэпа[32]. Эта линия продолжилась в следующем альбоме Thank U, Next[33]. Некоторое влияние трэпа сохранилось и в последующем её альбоме Positions[34].

В 2019 году рэпер Lil Nas X выпустил с примесью кантри композицию «Old Town Road». Позже на неё был сделан ремикс при участии Билли Рэя Сайруса. Песня обрела вирусную популярность. В Billboard Hot 100 она достигла первой позиции, обновив рекорд по времени нахождения на первом месте[35].

1 ноября 2022 года Takeoff, участник группы Migos, был застрелен, когда он вместе с Quavo и другими рэперами были в боулинге в Хьюстоне. Стрельба произошла около 2:34 утра по местному времени в 810 Billiards and Bowling Houston. Большинство представителей хип-хоп сообщества обратились через социальные сети, чтобы выразить свою любовь и соболезнования в связи со смертью Takeoff[36].

Развитие

EDM-трэп

Пример EDM с вдохновлёнными трэпом элементами

В 2012 году направления электронной танцевальной музыки (EDM), включающие элементы трэп-музыки, такие как «трэп-хаус» (англ. trap house), «трэп-а-тон» (англ. trap-ah-ton) и «трэпстеп» (англ. trapstep), набирают всё большую популярность[37]. Большинство этих поджанров совместили снейр и хай-хэты, характерные для хип-хоп-музыки, с суббасом и медленными темпами дабстепа[2], что создаёт «грязные, агрессивные биты [и] мрачные мелодии»[37]. Продюсеры электронной музыки, такие как Дипло, TNGHT[англ.], Baauer, Keys N Krates[англ.], Bro Safari[англ.], Luminox, Flosstradamus[англ.], RL Grime[англ.] и Yellow Claw, увеличили свою популярность и привлекли более широкое внимание к производным формам трэпа[38]. Этот так называемый EDM-трэп (англ. EDM trap) — жанр приобрёл характер смешивания звучания техно, даба и голландского хауса с семплами барабана Roland TR-808 и вокальными семплами, характерными для трэпа[38].

Во второй половине 2012-го эти различные ответвления трэпа получили всё большее распространение и осуществили значимое воздействие на американскую сцену электронной танцевальной музыки[38]. Продюсерами и фанатами данная музыка изначально была наречена просто «трэпом», что привело к использованию термина «трэп» для обозначения музыки как рэперов, так и электронных продюсеров, а также к значительной путанице среди поклонников обоих направлений. Вместо того, чтобы указывать на определённый жанр, термин «трэп» применялся для описания двух отдельных жанров хип-хопа и танцевальной музыки[7]. Новую волну жанра некоторые называли EDM-трэпом, чтобы различать его с рэп-жанром[37][38][39]. Развивающийся EDM-трэп характеризовался инкорпорацией и стилевыми влияниями дабстепа, в котором трэп приветствовался как этап замены дабстепа в середине 2010-х. Новый этап, как правило, играет на 140 BPM с сильными бас-дропами, что с 2013 года получало всё большую популярность[40].

В 2013 году сделанное фанатами видео на трек EDM-трэп-продюсера Baauer «Harlem Shake» стало интернет-мемом, подвигнув трек стать первой трэп-песней, поднявшейся до 1-го места в чарте Billboard Hot 100[41]. Пять популярных EDM-трэп-продюсеров выступили на Ultra Music Festival 2013 года в США — Carnage, ƱZ, DJ Craze[англ.], Baauer и Flosstradamus[37]. Фестиваль Tomorrowland 2013 года включал «трэп-сцену» (англ. Trap Stage).

10 февраля 2013 года All Trap Music выпустили свой дебютный сборник, включающий 19 треков от таких артистов, как RL Grime[англ.], Flosstradamus[англ.], Baauer, Bro Safari[англ.], Buku, 12th Planet, Hucci и ƱZ. Описанный музыкальной прессой как первый альбом подобного рода[42][43], он достиг второго места в танцевальном чарте iTunes, а Vibe Magazine заявил, что он был «самым продаваемым EDM-трэп-альбомом в мире за всё время»[40]. В 2013-м Диджей Снейк и Лил Джон выпустили сингл «Turn Down for What», ставший для обоих коммерческим хитом, попавшим в чарты нескольких стран. Rolling Stone выбрали «Turn Down For What» как 2-ю лучшую песню 2014 года, сопроводив это текстом: «Самый безумный пати-джем года был также прекрасным протест-бэнгером для поколения, которому надоело всё. Диджей Снейк обеспечивает дребезжащей до синапсов EDM и южной трэп-музыкой; Лил Джон отвечает за драконоогненные вскрики о весёлом, славном, глоустик-панковом „фак ю“»[44]. Трэп-музыка также снискала славу в международном масштабе, особенно в Южной Корее. В ноябре 2014 года кей-поп-дуэт G-Dragon и Taeyang из южнокорейского бой-бэнда BIGBANG выпустил сингл «Good Boy[англ.]», в котором явно прослеживаются особенности трэпа и электронной музыки. Сингл набрал 2 миллиона просмотров менее чем за 24 часа и был встречен позитивными отзывами музыкальных критиков[45].

Латинский трэп

В 2015 году широко распространилось такое понятие, как «Латинский трэп[англ.]» (англ. Latin trap). Всё началось с пуэрто-риканских музыкантов, которые стали использовать в своих треках элементы трэпа. Среди наиболее известных исполнителей, записывавшихся в этом поджанре трэпа, выделяются: Bryant Myers[англ.], Ануэль АА, Miky Woodz[англ.], Almighty[англ.], Малума, Бэд Банни, Осуна, De La Ghetto[англ.], Farruko[англ.] и Arcángel[англ.][46][47][48]. Карди Би перезаписала свой хит «Bodak Yellow» на испанском языке, назвав эту версию «Latin Trap Remix»[49]. Латинский трэп часто смешивается с реггетоном, имея более медленный ритм[50].


Примечания

  1. 1,0 1,1 Quit Screwing with Trap Music: An Interview with Houston-Born Producer Lōtic Архивная копия от 3 ноября 2012 на Wayback Machine Vice > Motherboard
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Raymer, Miles Who owns trap?. Chicago Reader[англ.]. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 27 мая 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Joseph Patterson. Trap Music: The Definitive Guide (недоступная ссылка). Topman (19 января 2013). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 25 февраля 2013 года.
  4. It’s a Trap! An 11-Part History of Trap Music, From DJ Screw to Gucci Mane to Flosstradamus Архивная копия от 28 апреля 2014 на Wayback Machine Miami New Times
  5. 5,0 5,1 5,2 Alex Pappademas. Lex Luger Can Write a Hit Rap Song in the Time It Takes to Read This. NY Times (4 ноября 2011). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 26 июня 2014 года.
  6. DJ Johnny Terror Spins BASE @ Space. Theylife. Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  7. 7,0 7,1 Drake, David The Commodification of Southern Rap's Drug-Fueled Subgenre. Complex. Дата обращения: 30 мая 2013. Архивировано 11 октября 2012 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 The trap phenomenon explained. DJ Mag. Дата обращения: 30 мая 2013. Архивировано 23 июля 2013 года.
  9. Rose Lilah. T.I. Speaks On Trap Music Genre, Says He Created It. HotNewHipHop (18 декабря 2012). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  10. Rob Markman. ‘Watch The Throne’ Shines Light On And Up And Coming Producers (3 августа 2011). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 13 апреля 2014 года.
  11. Patrick Lyons. Behind The Boards Producer Profile: Lex Luger (12 февраля 2014). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 15 апреля 2014 года.
  12. 12,0 12,1 MATTHEW SCHNIPPER. Beat Construction: Lil Lody. Fader (26 августа 2011). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 23 августа 2015 года.
  13. Hip-Hop in 2013... for Dummies (Part 2: The Producers) (19 апреля 2013). Дата обращения: 21 июня 2013. Архивировано 26 июля 2013 года.
  14. 14,0 14,1 Battan, Carrie One Nation Under Drill (28 декабря 2012). Дата обращения: 1 апреля 2016. Архивировано 5 июня 2013 года.
  15. 15,0 15,1 Cho, Jaeki Young Chop Talks Lex Luger, Chief Keef, and Studio Habits (7 февраля 2013). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 19 мая 2013 года.
  16. Delerme, Felipe Chief Keef: Lost Boys (21 августа 2012). Дата обращения: 8 марта 2016. Архивировано 2 июля 2013 года.
  17. Phili, Stelios Fighting Weight: From the Trap to the Treadmill. GQ. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 26 июня 2015 года.
  18. Lady Gaga Artpop. Slant Magazine. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 14 февраля 2014 года.
  19. Lady Gaga 'ARTPOP' review: What's the verdict?. Digital Spy. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  20. Lipshutz, Jason Katy Perry's 'Prism' Album Preview: 10 Things You Need To Know. Billboard. Prometheus Global Media (6 сентября 2013). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 7 сентября 2013 года.
  21. Listen: Katy Perry goes trap with Juicy J on "Dark Horse". Consequence of Sound (17 сентября 2013). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  22. Trust, Gary Katy Perry's 'Dark Horse' Gallops to No. 1 on Hot 100. Billboard (29 января 2014). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 12 февраля 2014 года.
  23. The Break Presents: Fetty Wap. XXL (18 ноября 2014). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 22 февраля 2015 года.
  24. Cheerleader" spends third week at No. 1 on Hot 100. Billboard.com. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 29 сентября 2015 года.
  25. Gary Trust. Desiigner’s ‘Panda’ Claws to No. 1 on Hot 100, Bringing Americans Back to the Top (англ.). Billboard (25 апреля 2016). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  26. Gary Trust. Rae Sremmurd’s ‘Black Beatles’ Blasts to No. 1 on Hot 100 (англ.). Billboard (14 ноября 2016). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  27. Gary Trust. Migos’ ‘Bad and Boujee,’ Featuring Lil Uzi Vert, Tops Hot 100 (англ.). Billboard (9 января 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 7 июня 2022 года.
  28. Andy Kellman. 2 Chainz — Pretty Girls Like Trap Music Album Reviews (англ.). AllMusic. Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 15 июля 2022 года.
  29. Gary Trust. Cardi B ‘Moves’ to No. 1 on Billboard Hot 100 With ‘Bodak Yellow,’ Post Malone Debuts at No. 2 With ‘Rockstar’ (англ.). Billboard (25 сентября 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 9 июля 2022 года.
  30. Stephen Kearse. Childish Gambino: «This Is America» Track Review (англ.). Pitchfork (7 мая 2018). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 11 мая 2018 года.
  31. T.I. Shines Spotlight on Trap with Pop-Up ‘Escape The Trap’ Museum Experience & ‘Dime Trap’ Album (англ.). Billboard (28 сентября 2018). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 19 мая 2022 года.
  32. Elias Leight. Ariana Grande’s ‘Sweetener’ Proves That Trap Is the New Pop (англ.). Rolling Stone (17 августа 2018). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 6 декабря 2019 года.
  33. The 50 Best Albums of 2019 (англ.). Rolling Stone (5 декабря 2018). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 15 июля 2022 года.
  34. Alexa Camp. Review: Ariana Grande’s Positions Too Often Defaults to a Familiar Pose (англ.). Slant Magazine (29 октября 2020). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 30 октября 2020 года.
  35. Elias Leight. Lil Nas X’s ‘Old Town Road’ Was a Country Hit. Then Country Changed Its Mind (англ.). Rolling Stone (26 марта 2019). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 13 июня 2019 года.
  36. (November 1, 2022) «Migos Rapper Takeoff Shot Dead in Houston at Age 28».
  37. 37,0 37,1 37,2 37,3 Bein, Kat Top Five Trap Stars at Ultra Music Festival 2013. Miami New Times[англ.]. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 22 октября 2014 года.
  38. 38,0 38,1 38,2 38,3 What is Trap Music? Trap Music Explained. Run The Trap. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 14 марта 2016 года.
  39. Isenberg, Daniel The Top 10 EDM Trap Tunes So Far. Complex. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
  40. 40,0 40,1 What the hell is Trap music, LA Weekly[англ.] (4 октября 2012). Архивировано 7 октября 2012 года. Дата обращения 12 марта 2016.
  41. Wagner, David The Harlem Shake Meme Is Dead. The Atlantic Wire[англ.]. The Atlantic Monthly Group (13 февраля 2013). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 19 февраля 2013 года.
  42. Herr, Lindsay All Trap Music Mini Mix (недоступная ссылка). Earmilk (14 августа 2014). Дата обращения: 18 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  43. V Premiere: "All Trap Music" Minimix from AEI. Vibe (28 января 2013). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 26 июня 2015 года.
  44. Turn Down For What. Rolling Stone. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 20 июня 2018 года.
  45. Benjamin, Jeff G-Dragon & Taeyang Combine Powers for Big, Booming Banger 'Good Boy. Billboard (20 ноября 2014). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 2 февраля 2015 года.
  46. April Salud. Ozuna, Bad Bunny, De La Ghetto, Farruko & Messiah Narrate a Brief History of Latin Trap (англ.). Billboard (17 августа 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  47. Christian Portilla. Latin Trap Brings New Music to Miami (англ.). Miami New Times (23 августа 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  48. Julyssa Lopez. Trap’s Latin American Takeover (англ.). The Fader (5 июля 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 15 июля 2022 года.
  49. Peter A. Berry. Cardi B Drops Spanish Remix of 'Bodak Yellow' With Messiah (англ.). XXL (18 августа 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 29 апреля 2022 года.
  50. Elias Leight. Inside Latin Trap, the Viral Sound Too Hot for American Radio (англ.). Rolling Stone (7 ноября 2017). Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 23 июня 2020 года.