Транспорт на Шпицбергене

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Снегоходы в Лонгйире; заброшенная шахта на заднем плане

Шпицберген (Норвегия) представляет собой обширный, очень малонаселённый арктический архипелаг. С населением менее 3000 человек в четырёх общинах и нескольких небольших метеорологических и научных аванпостов, здесь нет населённых пунктов, соединённых дорогами[1]. Моторизованный транспорт по бездорожью запрещён на голой земле, но снегоходы широко используются зимой, как для коммерческой, так и для рекреационной деятельности. Добраться из Лонгйира в Баренцбург (45 км) и Пирамиду (100 км) можно на снегоходе зимой или на корабле круглый год. Дорожные системы существуют в общинах Лонгйир, Баренцбург, Свеагрува и Ню-Олесунн. Во всех населённых пунктах есть порты, а в Лонгйире есть автобусная система[2].

Авиация

Аэропорт Свальбард

На Шпицбергене есть три аэропорта: Свальбард (Лонгйир), Ню-Олесунн и Свеа. Свальбард является главным аэропортом, обслуживающим архипелаг. Расположенный в 3 км к северо-западу от Лонгйира, это самый северный аэропорт в мире, обслуживающий регулярные рейсы общего пользования. Первый аэропорт (или, точнее, взлётно-посадочная полоса) близ Лонгйира (в Адвентдалене[en]) был построен во время Второй мировой войны германскими военно-воздушными силами люфтваффе. Это была первая взлётно-посадочная полоса на Шпицбергене[3]. Впервые он был введён в эксплуатацию для нерегулярных рейсов в 1959 году, но мог эксплуатироваться всего несколько месяцев в году. Строительство нового аэропорта на Хотеллнесете началось в 1973 году, он был открыт 2 сентября 1975 года[4]. Он принадлежит и управляется государственной компанией Avinor[en]. В 2009 году аэропорт обслуживал 138 934 пассажира[5]. Scandinavian Airlines выполняет ежедневные рейсы в Тромсё и Осло на материковой части Норвегии[6]. Lufttransport выполняет рейсы в аэропорты Ню-Олесунн и Свеа, используя турбовинтовые самолеты Dornier 228[7]. 29 августа 1996 года рейс 2801 «Внуковских авиалиний» врезался в гору Опера примерно в 14 км от аэропорта Свальбард. Все 141 человек, находившиеся на борту Ту-154М, погибли. Это самая смертоносная авиакатастрофа в истории Норвегии[8].

«Арктикуголь», владелец моногорода Баренцбург, выполняет рейсы на вертолёте Ми-8 с вертолётной площадки в Хероддене, в 2 км от города, а также с вертолётной площадки в бывшем городе Пирамида. Во время холодной войны «Аэрофлот» сохранил большую вертолётную базу в Хероддене, на которой находились пять Ми-8, а также постоянный персонал как в аэропорту Свальбард (для чартерных рейсов), так и в Хероддене. Вертолёты можно было быстро дооснастить вооружением. В 2006 году один вертолёт был потерян в результате крушения в Хероддене[no][9].

Железные дороги

Локомотив на заброшенной железной дороге недалеко от Ню-Олесунна

Узкоколейные горнодобывающие железные дороги работали в ряде мест, в частности в Ню-Олесунне и Груманте (построенных Норвегией и СССР соответственно). Большинство этих железных дорог были заброшены, но в 2008 году сообщалось, что одна в Баренцбурге всё ещё функционировала[10].

Примечания

  1. Umbreit, 1997, p. 64.
  2. Umbreit, 1997, pp. 63—67.
  3. Tjomsland, Wilsberg, 1995, s. 154.
  4. Tjomsland, Wilsberg, 1995, s. 155—158.
  5. Årsrapport Passasjerer (норв.) (недоступная ссылка). Avinor (2010). Дата обращения: 8 декабря 2022. Архивировано 28 декабря 2010 года.
  6. Direkteruter (норв.) (недоступная ссылка). Avinor. Архивировано 2 марта 2009 года.
  7. Kystvakt (норв.) (недоступная ссылка). Lufttransport. Дата обращения: 8 декабря 2022. Архивировано 19 июля 2011 года.
  8. ASN Aircraft accident Tupolev Tu-154M RA-85621 Svalbard (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 8 декабря 2022.
  9. - Kraftig vindkast trolig årsaken (норв.). www.vg.no. Дата обращения: 8 декабря 2022.
  10. The Railways of Spitsbergen. www.internationalsteam.co.uk. Дата обращения: 8 декабря 2022.

Литература

  • Tjomsland, Audun; Wilsberg, Kjell. Braathens SAFE 50 år: Mot alle odds (норв.). — Oslo, 1995. — ISBN 82-990400-1-9.
  • Umbreit, Andreas. Guide to Spitsbergen (англ.). — Bucks: Bradt, 1997. — ISBN 1-84162-092-0.

Шаблон:Шпицберген в темах