Тракторная улица (Санкт-Петербург)
Тракторная улица | |
---|---|
Общая информация | |
Страна | Россия |
Город | Санкт-Петербург |
Район | Кировский |
Исторический район | Нарвская застава |
Протяжённость | 327 м |
Метро | Нарвская |
Прежние названия | Крылов переулок |
Почтовый индекс | 198095 |
Объект культурного наследия РФ | |
59°53′54″ с. ш. 30°16′40″ в. д.HGЯO |
Тра́кторная улица — улица в Кировском районе Санкт-Петербурга. Проходит от проспекта Стачек до Сивкова переулка[1] или до Балтийской улицы[2] в районе Нарвской заставы.
История
Ранее здесь находился Крылов переулок (отсюда название «Крыловский участок»). Названа в 1926 году в память о выпуске первых тракторов на заводе «Красный путиловец» (ныне «Кировский завод»).
Застройка небольшой улицы представляет уникальный единый ансамбль жилого массива для рабочих, построенного в 1925—1927 годах для рабочих Нарвской заставы (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов и Н. Ф. Демков) из 16 трёх- и четырёхэтажных домов, вытянутых вдоль улицы, с двух-четырёхкомнатными квартирами для одной или двух семей. В ходе проектирования изучался передовой зарубежный опыт, Г. А. Симонов был командирован для этого в Германию и Швецию[3].
Корпуса расположены с промежутками, проезд превращён в аллею, в конце которой организована небольшая площадь, улица и дворы озеленены. Ближе к проспекту Стачек улица раздвигается уступами и, резко расширяясь, «вливается» в магистраль. Это место оформлено более высокими — четырёхэтажными — домами. Перспективы улицы замыкается стоящей на противоположной стороне проспекта школой им. 10-летия Октября, построенной под руководством А. С. Никольского в это же время. Корпуса на противоположных сторонах улицы не повторяются зеркально.
Входы во дворы выполнены в виде запоминающихся полуарок, соединяющих угловые дома. Форма и группировка балконов крайне разнообразны: они могут быть вкомпонованы в углы, совмещены с лоджиями или состыкованы с выступающими объёмами. Все лестничные клетки выходят на север (чтобы не отнимать свет у жилых комнат), поэтому на северной стороне они выходят во двор, а на южной — на улицу. В последнем случае «весомые пластичные объёмы лестниц организуют крупным ритмом… линию улицы. Эти выступы несимметрично скруглены, в криволинейные поверхности врезаны клинья консольных козырьков»[3]. Все подсобные помещения имеют естественное освещение — на фасадах им соответствуют мелкие окна.
Жилмассив на Тракторной улице был первой попыткой типизации жилого строительства. Построенные дома были двух- и трёхсекционными[4] А. И. Гегелло пишет[5]:
По количеству комнат квартиры намечались трёх типов и распределялись следующим образом: квартиры в составе жилой кухни-столовой и двух спален из расчёта заселения их одной семьёй — 20 %; квартиры в три комнаты с отдельной кухней, которые могли быть заселены в случае необходимости двумя семьями — 65 %; квартиры в четыре комнаты с кухней на две семьи — 15 %. При этом площадь жилой кухни-столовой была предусмотрена не менее 20 м², а кухня трёх- и четырёхкомнатных квартир на случай двухсемейного их заселения — не менее 9,1 м². Наименьшая площадь жилой комнаты была определена в 9,1 м² (при ширине комнаты не менее 2,7 м), высота этажа в чистоте — 2,98 м.
Разумеется, в условиях катастрофической нехватки жилья практически все квартиры стали коммунальными. В кухнях предусматривалось место для ванн, но установлены они не были, поскольку в стране они тогда не производились[3].
Строгое и лаконичное решение является синтезом двух доминировавших в 1920-е годы стилей: неоклассицизма и конструктивизма. Образцовая застройка Тракторной улицы противопоставлялась домам-колодцам центральной части города. По тем же принципам и теми же архитекторами был построен и так называемый Серафимовский участок.
Галерея
-
Общий вид
-
Общий вид
-
Тракторная, 2/8
-
Тракторная, 3
См. также
Примечания
- ↑ Правительство Санкт-Петербурга. Постановление от 6 февраля 2006 года № 117 О Реестре наименований элементов улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения), элементов планировочной структуры, расположенных на территории Санкт-Петербурга
- ↑ Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 марта 2011 года № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге»
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. — СПб.: Коло, 2009. — 312 с. — ISBN 978-5-901841-49-5.
- ↑ Курбатов Ю. И. Петроград — Ленинград — Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. — СПб.: Искусство-СПб, 2008. — С. 34. — ISBN 978-5-210-01622-5.
- ↑ Гегелло А. И. Из творческого опыта. — Л.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, арх-ре и стр. мат-лам, 1962. — С. 47—48.
Литература
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 381. — 511 с.
- Ленинград: Путеводитель / Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. — Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. — Л.: Лениздат, 1988. — 366 с. — ISBN 5-289-00492-0.
- Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 125. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2002. — 353 с. — ISBN 5-7711-0019-6.
Ссылки