Тоньи, Камилло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камилло Тоньи
Основная информация
Профессии композитор, пианист
Инструменты фортепиано
Жанры классическая музыка, додекафония

Камилло Тоньи (итал. Camillo Togni; 1922—1993) — итальянский композитор, пианист и педагог. В своём творчестве последовательно придерживался серийной техники и эстетики экспрессионизма.

Биография

Родился в хорошо обеспеченной семье. Игре на фортепиано учился с семи лет. Сначала у Альфредо Казеллы, а затем по рекомендации того у Джованни Анфосси в Милане (1941-43) и Артуро Бенедетти Микеланджели в Брешиа (1943-50). В 1938 году через Микеланджели познакомился с музыкой Шёнберга (соч. 19 и 25), что зародило в нём глубокий интерес к нововенской школе и музыкальному экспрессионизму. В военные годы, благодаря Луиджи Роньони, учеником которого был Тоньи в Миланском университете (1942—47), имел крайне редкую по тем временам в Италии возможность познакомиться с большим числом партитур Шёнберга. В 1946 году окончил Пармскую консерваторию. Продолжил образование в Падуе и в 1948 окончил философский факультет университета с дипломом «Эстетика Кроче и проблема музыкальной интерпретации». Параллельно (с четырнадцати лет) занимался изучением композиции в Брешиа у Франко Марголы, а позднее — вновь у Казеллы (1939—1943), в Риме и Сиене. В 1949 году вместе с Риккардо Малипьеро, Даллапикколой и Мадерной организовал в Милане «Первый международный конгресс додекафонной музыки». С 1953 года вёл концертную деятельность. В концерты постепенно стал включать и собственные сочинения.

С 1951 по 1957 посещал Курсы новой музыки в Дармштадте. Поводом для первого посещения Дармштадта послужило проведение там «Второго международного додекафонного конгресса», а также запланированные лекции самого Шёнберга. Из-за серьёзных проблем со здоровьем Шёнберг прибыть из США не смог, что отчасти было компенсировано сильнейшим образом подействовавшим на Тоньи исполнением под управлением Германа Шерхена «Танца вокруг золотого тельца» из «Моисея и Аарона» за одиннадцать дней до смерти автора. Тем же летом в Дармштадте с большим успехом были исполнены «Три этюда» для сопрано и фортепиано (на слова «Мёртвых без погребения» Сартра, 1951), отличавшиеся напряжённостью драматургии и аскетичностью звучания.

В 1955 году Тоньи был выбран в числе десяти композиторов, которым город Дармштадт заказал сочинения для празднования десятилетнего юбилея летних курсов. Был создан цикл из пяти песен для сопрано и фортепиано на стихи Георга Тракля, названный «Гелиан». Это первое обращение к поэзии Тракля оказалось решающим для дальнейшего творчества композитора.

В 1957 году Тоньи последний раз посетил Дармштадт, поводом к разрыву с которым послужили новейшие веяния и прежде всего алеаторика, предельно чуждая мышлению композитора, стремившегося с проработке мельчайших деталей. Связь с Дармштадтом была возобновлена лишь в 1990 году, когда он, вместе с Ксенакисом и Кейджем, был приглашён туда в качестве лектора.

В 1965 году был награждён премией Международного общества современной музыки за сочинение «Рондо для десяти»

В 1960—61 годах читал курсы лекций о современной музыке во Флорентийском университете для иностранцев. С 1977 по 1988 вёл основной курс композиции в Пармской консерватории. С 1989 преподавал спецкурсы по теории композиции в Музыкальной школе Фьезоле.

С 1989 и до самой смерти был председателем жюри проводившегося в его родном Гуссаго Международного фортепианного конкурса, который после кончины Тоньи носит его имя. Там же в Гуссаго именем Тоньи назван главный концертный зал города.

Сочинения Камилло Тоньи публикуются миланским издательством «Suvini Zerboni».

Очерк творчества

Тоньи был в числе первых итальянцев (после Даллапикколы и Риккардо Малипьеро), ставших использовать додекафонную технику. Влияние Шёнберга очевидно в написанной в 1940 году «Первой серенаде» для фортепиано, но уже в «Вариациях» для фортепиано с оркестром, датированных 1945 годом, слышны собственный голос композитора и его особое толкование додекафонной системы. «Вариации» были продирижированы Бруно Мадерной на Венецианской биеннале 1946 года.

Также испытал влияние Веберна и после посещения Дармштадтских курсов стал тяготеть к музыкальному структурализму. Начиная с тех лет, музыка Тоньи отличается выразительностью, прозрачностью и сбалансированностью.

Оказавшись в творческой изоляции, композитор последовательно пошёл по пути всё большей строгости серийных конструкций, сохраняя верность экспрессионизму, актуальность которого для него становилась всё более очевидной в культурной ситуации, где безраздельно господствовал масскульт.

Долгие годы работал над оперной трилогией на стихотворения Тракля, интерес к поэзии которого возник у него ещё в 1950-х. Первая часть трилогии «Синяя борода» была написана в 1972—75 гг, вторая, «Баррабас» — в 1981—85. Последняя часть, «Мария Магдалина», осталась незавершённой из-за смерти композитора. Выведенные из одной серии оперы построены на конфликте между христианской аскезой и грубой языческой чувственностью.

Примечания

Ссылки