Только Бог простит
Только Бог простит | |
---|---|
Only God Forgives | |
Жанр | триллер |
Режиссёр | Николас Виндинг Рефн |
Продюсер | Лени Бёрглам |
Автор сценария |
Николас Виндинг Рефн |
В главных ролях |
Райан Гослинг Витхая Пансрингам[англ.] |
Оператор | Ларри Смит |
Композитор | Клифф Мартинес |
Кинокомпания |
Space Rocket Nation Gaumont Wild Bunch |
Длительность | 90 мин |
Бюджет | 4,8 млн долларов[1] |
Сборы | 10 635 126 долларов[2] |
Страна |
Дания Франция |
Язык |
английский тайский |
Год | 2013 |
«То́лько Бог прости́т» (англ. Only God Forgives) — криминальный артхаусный триллер режиссёра и сценариста Николаса Виндинга Рефна. Главные роли исполняют канадец Райан Гослинг и таиландец Витхая Пансрингам[англ.].
«Только Бог простит» стал вторым проектом подряд, над которым вместе работали режиссёр Рефн, актёр Гослинг и композитор Мартинес (в 2011 году Гослинг исполнил главную роль в рефновском «Драйве», а Мартинес написал для него саундтрек). В отличие от «Драйва», картина была преимущественно отрицательно принята мировыми кинокритиками, отмечавшими чрезмерную жестокость и нераскрытость характеров персонажей.
Премьера фильма состоялась в мае 2013 года на 66-м Каннском кинофестивале. В США фильм вышел в прокат 19 июля 2013 года[3]. Премьера в РФ была запланирована на 26 сентября 2013 года[4], но в кинопрокате фильм так и не появился[6].
Сюжет
Теглайн фильма: «Время встретить дьявола». Лента, как и предыдущая работа режиссёра Рефна «Драйв», посвящена чилийскому постановщику Алехандро Ходоровскому, «духовному отцу» Рефна[7]. |
Джулиан Томпсон (Райан Гослинг) — американец, живущий в Бангкоке, где он содержит клуб тайского бокса и занимается контрабандой наркотиков. Он покинул родину после совершённого им жестокого убийства собственного отца. Однажды брат Джулиана Билли (Том Бёрк) убивает 16-летнюю проститутку, за что его очень быстро лишает жизни её отец. За убийством Билли стоит лейтенант тайской полиции Чанг (Витхая Пансрингам), известный в городе под прозвищем «Ангел мести». После устранения юноши Чанг своим мечом отрубает руку отцу проститутки за то, что тот знал о работе дочери и всячески покрывал её.
В это же время в Бангкок прибывает мать братьев Томпсон — Кристал (Кристин Скотт Томас). Она хочет забрать тело своего убитого первенца и вынуждает младшего сына отомстить за брата любой ценой. Джулиан допрашивает выжившего отца проститутки, выяснив у него, кто заказал убийство Билли. Он оставляет его в живых, посчитав, что тот уже заплатил свою цену за это преступление, лишившись руки, но Кристал даёт указание своим людям устранить его. Она же организует провалившееся покушение на Чанга.
Джулиан находит Чанга и вызывает его на бой в своём боксёрском клубе. Чанг, прожжённый боец, легко и жестоко избивает Джулиана. Вслед за этим Кристал, опасаясь, что Чанг убьет её за организацию покушения, приказывает сыну убрать его и всех, кто с ним близко связан.
Джулиан с помощником пробираются в дом к Чангу, запланировав устроить засаду, когда он вернется. Чанг тем временем навещает Кристал и перерезает ей горло в гостиничном номере. В квартиру Чанга возвращается его маленькая дочь и её няня. Помощник Джулиана убивает няню и направляется к дочери, но Джулиан не даёт ему сделать это, разрядив в него практически всю обойму.
Джулиан возвращается в отель и находит труп матери. После нескольких сюрреалистических видений Джулиан оказывается в лесу вместе с Чангом. Зрителю не ясно, реальная это сцена или очередное видение Джулиана, но лейтенант отрезает ему обе руки. В финальной сцене картины Чанг исполняет тайскую песню на сцене любимого бара.
В ролях
|
|
Создание
Съёмки фильма проходили в Бангкоке (Таиланд)[8]. Николас Рефн планировал снять картину после завершения работы над «Валгалла: Сага о викинге», но по просьбе Райана Гослинга изменил своё решение, отложив проект на неопределенный срок. Гослинг, ознакомившись со сценарием, открыто назвал его «самой странной вещью», которую он когда-либо читал[9]. «Только Бог простит», как и «Драйв», Рефн снимал в хронологическом порядке; сцены зачастую монтировались в тот же день, что и снимались[10].
Рефн признавался, что в самом начале он хотел создать фильм о человеке, который безуспешно пытается побороть Бога[8]. Воплощение этой идеи в жизнь только усилилось, когда режиссёр проходил сквозь «крайне экзистенциальные моменты» своей жизни — ожидание второго ребёнка и тяжелую беременность супруги[8]. С такими набросками в голове Рефн добавил персонажа, верящего в то, что он — Бог (антагониста) и гангстера, находящегося в поисках религии, в которую он сможет поверить (протагониста)[8].
Николас Виндинг Рефн и Кристин Скотт Томас
на каннской премьере фильма, май 2013 года
На стадии съёмок постановщик находил множественные параллели между лейтенантом Чангом, Одноглазым («Валгалла: Сага о викинге») и Водителем («Драйв») — «корни этих персонажей уходят в сказочные мифологии, все они имеют проблемы, живя в современном мире»[8].
Роль, исполненную Гослингом, вначале должен был сыграть Люк Эванс, однако он выбыл из состава съёмочной группы незадолго до начала съёмок ради участия в фэнтези Питера Джексона «Хоббит: Пустошь Смауга»[8][10]. Рефн так описывает повторное сотрудничество с артистом:
… Продолжение нашей совместной работы я сейчас расцениваю как блаженство. Странно, что я написал сценарий [этой картины] до того, как создал «Драйв», и Джулиан был задуман как крайне молчаливый персонаж. Когда после «Драйва» мы с Райаном стали прорабатывать сценарий, этот язык молчания пришёл сам собой и оказался весьма кстати, поскольку Джулиан — до предела измученный герой, он никогда не идёт навстречу другим, предпочитая замыкаться в себе.
|
Now I consider this a blessing because it allowed Ryan and me to continue our collaboration. Oddly, I’d written the screenplay before I made Drive and Julian had been conceived as a very silent character. When Ryan and I started to work on the script after Drive this language of silence came naturally, which was very useful since Julian is an extremely tortured character - he never goes towards others but withdraws into himself. |
— A conversation with Nicolas Winding Refn[8] |
Витхаю Пансрингама, сыгравшего лейтенанта Чанга, Рефн встретил за полтора года до старта съёмочного процесса и уже тогда знал, что он перевоплотится в этот образ[8]. Во время съёмок актёру нетрудно было вжиться в роль, так как Рефн периодически подходил к нему и шептал на ухо: «Ты — Бог»[11]. С Кристин Скотт Томас режиссёр познакомился в Париже, где ему пришла мысль сделать её femme fatale «комбинацией леди Макбет и Донателлы Версаче»[8]. Актрису откровенно пугал её персонаж, но для сущей убедительности она старалась сделать так, чтобы в жизнь воплотились её кошмары, и это все зазвучало в речи Кристал[11].
Сцена в ресторане между Джулианом, Кристал и Май была наиболее этически трудной для Скотт Томас, актриса не могла сказать столько жестоких фраз в адрес коллег по площадке[12]. Оскорбительная речь её героини о размерах половых органов её сыновей была выдумана Рефном и Гослингом в ходе размышлений на тему того, чем мать может больше всего унизить своего ребёнка[12]. По утверждению Рефна, большинство оскорблений придумал именно Гослинг[12].
В качестве основного источника вдохновения для этого фильма Рефн называет работы андеграундного режиссёра Ричарда Керна в особенности его короткометражку «Злой оператор» (1990)[8]. Ричард Корлисс, представляющий журнал Time, заметил в «Только Бог простит» явное влияние работ Дэвида Линча (видения Джулиана в ночном клубе взяты напрямую из «Твин Пикса»), Серджио Леоне (появление трёх киллеров и последующее покушение на лейтенанта Чанга повторяют легендарную тройную дуэль из «Хорошего, плохого, злого») и Гаспара Ноэ (аллюзии к насилию в «Необратимости» и «иностранно-азиатская безвкусица» из «Входа в пустоту»)[13]. Название картины, по его мнению, отсылает к итальянскому спагетти-вестерну 1967 года «Бог простит… Я — нет!»[13].
Саундтрек
Музыкальное сопровождение стало, по мнению критиков, одним из немногих достоинств картины.[14]:
Клифф Мартинес, обсуждая его в Канне, признался, что фундаментом для его мелодий стал «типичный саундтрек к научно-популярному кино и фильмам ужасов»Я раньше не думал, что музыка может заменить диалоги, но я попытался это сделать. Главное влияние в фильме оказывает поп-музыка и произведения Вагнера. Николас специально попросил меня, чтобы оригинальная музыка сильно отличалась от музыки к фильму «Драйв».
Only God Forgives: Original Motion Picture Soundtrack | |
---|---|
Саундтрек Клиффа Мартинеса, Грегори Трипи и других | |
Дата выпуска | 29 июля 2013 |
Дата записи | 2013 |
Длительность | 57:15 |
Продюсер | Жан-Кристоф Шамбордон, Стефан Каррер, Николас Виндинг Рефн |
Страна |
Франция Италия |
Лейбл | Milan Records |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Only God Forgives» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 0:46 |
2. | «Ask Him Why He Killed My Brother» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 2:11 |
3. | «Chang and Sword» (Клифф Мартинес) | 2:23 |
4. | «Chang Vision» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 3:46 |
5. | «Do As Thou Will» (Клифф Мартинес) | 2:14 |
6. | «Can't Forget» (Самненг Сонгмунг) | 3:30 |
7. | «Crystal Checking In» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 1:57 |
8. | «More Hands» (Клифф Мартинес) | 2:45 |
9. | «Sister, Pt. 1» (Энтони Гонсалес) | 3:09 |
10. | «Take It Off» (Клифф Мартинес, Мак Куэйл) | 2:41 |
11. | «Leave My Son In Peace» (Клифф Мартинес, Мак Куэйл, Грегори Трипи) | 4:50 |
12. | «Falling In Love» (Канокван Кунг-ной) | 3:29 |
13. | «Crystal and the Bodybuilders» (Клифф Мартинес) | 4:05 |
14. | «Ladies Close Your Eyes» (Клифф Мартинес, Грегори Трипи) | 8:01 |
15. | «Bride of Chang» (Клифф Мартинес, Мак Куэйл) | 3:04 |
16. | «Wanna Fight» (Клифф Мартинес) | 4:50 |
17. | «You're My Dream» (Сураси Кижкасемсин, Джеттамон Малайота) | 3:34 |
Критика
Включённый в основной конкурс Каннского кинофестиваля 2013 года фильм «Только Бог простит» позиционировался отборщиками как «самое радикальное зрелище» смотра[7]. Однако, даже соглашаясь с заявленным эпитетом о радикализме и признавая за новой постановкой Рефна ряд достоинств[15], в целом каннская пресса не приняла картину, и после показа она была освистана[16][17].
Рецензент газеты «Коммерсантъ» Андрей Плахов в обзоре лидеров и аутсайдеров Каннского киносмотра причислил работу Рефна к последним, назвав «самым мёртвым фильмом» фестиваля, и отметил, что картина датчанина решена в стилистике «репортажа с дизайнерской выставки», а сюжетно она делает тщетную попытку встать в один ряд с классическими трагедиями. Результат произвёл на критика жалкое впечатление, по его мнению, «кураторы вылепили из Рефна эталонного каннского режиссёра, но его новое творение не смогло произвести не только фурор, а даже скандал»[18]. Солидарен с Плаховым редактор журнала Sight & Sound Ник Джеймс, охарактеризовавший фильм «Только Бог простит» как «главное разочарование» каннского конкурса, а сам показ — как «катастрофу». Лента, на его взгляд, получилась «выпендрёжной», стилизация под «подсвеченные неоном живые картины» — «умертвляющей», а комиксовая структура с заимствованиями из «Гамлета» — «банальной»[19]. В свою очередь штатный кинокритик «Российской газеты» Валерий Кичин сдержанно похвалил уточнённые мизансцены оператора Ларри Смита, в которых увидел «натюрморты с временно живыми, но уже малоподвижными людьми», но осудил зацикленность Рефна на личных обсессиях — «жестоких эмоциях, образах насилия», сравнив действия режиссёра с «актом самоудовлетворения». Фильм в целом Кичин назвал «шоковым, но унылым», отметив, что журналисты во время каннского пресс-показа покидали зал, а финальные титры картины были встречены «шквалом свиста»[17].
В опросе коллег, который по итогам Каннского фестиваля провёл обозреватель журнала «Сноб» Вадим Рутковский, сразу три респондента — Евгений Гусятинский, Алексей Медведев, Стас Тыркин — расценили фильм «Только Бог простит» как худшего участника конкурса. Категоричнее и лапидарнее всех высказался Медведев: «Самое ужасное — это „Бог простит“ Николаса Виндинга Рефна. Не хочу даже слов тратить на эту дрянь»[20].
Более позитивно к работе Рефна отнёсся обозреватель еженедельника The Observer Эндрю Энтони. Рассуждая об эксцентричности ленты «Только Бог простит», он сравнил её с гипотетическим «оммажем Квентина Тарантино восточным слэшерам, который снят в запутанной и тревожащей манере Линча»[21]. Отчасти соглашается с Энтони и критик «Новой газеты» Лариса Малюкова, разглядевшая в созданном Рефном «странном сплаве кровавого кошмара и иронии, хоррора и арта» отголоски лент Линча, Балабанова, Карвая, Тоуба Хупера, а «также работ чилийского эзотерика, киносюрреалиста Алехандро Ходоровского, которому и посвящено это чёрно-красное кино»[15].
Фильм Рефна очень похож на караоке: сопровождение чужое, но смутно знакомое, мелодию выводит он сам, а глубина смысла увиденного и услышанного зависит от воли каждого конкретного зрителя.
Тема кинематографических ассоциаций заняла важное место и в отзыве таиландского критика Конга Ритди, опубликованном на страницах канадского киноведческого журнала Cinema Scope. Он обнаружил в фильме «Только Бог простит» целый набор штампов, к которым прибегают западные постановщики при изображении его родины («слон, восточный мистицизм, тайский бокс, монахоподобный персонаж, проституция, безвкусные бары» и т. д.), и сравнил картину Рефна с «идиотской» комедией Тодда Филлипса «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (The Hangover Part II, 2011). Причём симпатии Ритди на стороне последней, поскольку «несмотря на все ужасы, которые обрушиваются» на героев «Мальчишника», «фильм остаётся туристической брошюрой и манит красотами морального разложения», после просмотра же «Только Бог простит» «неискушённые иностранцы» предпочтут Бангкоку Пхеньян[22]. Участие в обеих упомянутых постановках актёра Витхаи Пансрингама натолкнуло на мысль о сходстве двух фильмов и критика «Московского комсомольца» Никиту Карцева: «Отчаянно заигрывая с эстетикой Дэвида Линча и какого-нибудь китайского боевика категории III, „Только бог простит“ больше всего напоминает глянцевый ремейк „Мальчишника-2“»[23].
По мнению журналистов, из всего актёрского ансамбля наиболее сильно показала себя «неузнаваемая» и «переродившаяся» в образе роковой моложавой блондинки Кристин Скотт Томас[7][24]. Энн Хорнэдэй из The Washington Post вспоминает:
Когда „Только Бог простит“ был презентован в Канне в мае, о перевоплощении Скотт Томас на набережной Круазет все только и говорили, «однако те, кто наблюдал её в восхитительной сквернословящей роли в „Ловле лосося в Йемене“, уже видели это ранее (правда, не в столь смертельно концентрированной форме).
|
When “Only God Forgives” made its premiere at the Cannes Film Festival in May, the performance was the talk of the Croisette, but anyone who witnessed her gloriously foul-mouthed turn in “Salmon Fishing in the Yemen” had seen it before (albeit not in such toxically concentrated form). |
— ‘Only God Forgives’ movie review, The Washington Post[25] |
Из создателей фильма, работавших за кадром, многие критики, причём как сторонники, так и противники картины Рефна, выделили композитора Клиффа Мартинеса[17]. Созданный им саундтрек, «в котором солирует перкуссия», а «в драматические моменты включается электроорган», удостоился в фестивальной прессе эпитетов «отличный» и «роскошный»[15][20]. Похвалу заслужила и операторская работа Ларри Смита, ранее работавшего над несколькими проектами Стэнли Кубрика: «Барри Линдон», «Сияние» (в качестве светооператора) и «С широко закрытыми глазами». Редакция интернет-журнала Filmpro посчитала, что именно «драматургия, режиссура, операторская работа делают этот фильм», поставленный в красно-чёрных тонах[11]. Говоря о светотени и цветах, выбранных Смитом, Ричард Корлисс писал, что картина могла называться просто «Красное и чёрное»[13]. Дэвид Руни (The Hollywood Reporter) отметил «тревожащие кадры отеля и коридоров секс-клуба», напоминающие зрителю именно о «Сиянии»[26].
Последователь почившего Роджера Эберта Ричард Рёпер завершил свою рецензию в газете Chicago Sun-Times словами «Это один из самых шокирующих и лучших фильмов года»[27]. Одобрив актёрские работы («Звезда „Драйва“ Райан Гослинг … становится здесь в позу Брандо») и визуальную стилизацию, обозреватель назвал «Только Бог простит» «идеальным кровавым молочным коктейлем с ингредиентами, взятыми от, помимо других отсылок, „Убить Билла“, фильмов New French Extremism[англ.] и „Твин Пикса“»[27].
При подведении киноитогов лета 2013 года интернет-издание Indiewire отметило, что «к счастью или несчастью, в ближайшие десять лет мы будем больше обсуждать сеющего распри и приводящего в бешенство „Только Бог простит“ Николаса Виндинга Рефна, нежели „Штурм Белого дома“ и „Два ствола“, даже учитывая то, что эти обсуждения будут касаться того, насколько некоторые из нас ненавидят его»[28].
Рейтинг картины на интернет-агрегаторе Rotten Tomatoes, основанный на 163 рецензиях критиков, составляет 41 %, при этом среди наиболее авторитетных критиков процент положительных оценок достигает всего 13 пунктов[29]. На сайте Metacritic по результатам анализа 39 критических отзывов фильм набрал 37 баллов из 100 возможных[30].
Награды и номинации
- 2013 — участие в основной конкурсной программе 66-го Каннского кинофестиваля[31].
- 2013 — приз Сиднейского кинофестиваля за лучший фильм[32].
- 2013 — приз за лучшую операторскую работу (Ларри Смит) на Каталонском кинофестивале.
- 2014 — 3 премии «Робер[англ.]»: лучшая музыка (Клифф Мартинес), лучшая операторская работа (Ларри Смит), лучший звук[33], и ещё 3 номинации: лучшая режиссёрская работа (Николас Виндинг Рефн), лучшая актриса (Кристин Скотт Томас), лучшая работа художника-постановщика (Бетт Микл)[34].
- 2014 — номинация на премию «Бодил» за лучшую женскую роль второго плана (Кристин Скотт Томас).
Примечания
- ↑ IMDb. Only God Forgives (2013) . Дата обращения: 30 октября 2013. Архивировано 30 июля 2013 года.
- ↑ Box Office Mojo. Only God Forgives . Дата обращения: 30 октября 2013. Архивировано 27 декабря 2018 года.
- ↑ Bustos., Kristina Ryan Gosling's 'Only God Forgives': Behind-the-scenes video released (англ.). Digital Spy. Hearst Corporation (2 мая 2013). Дата обращения: 7 мая 2013. Архивировано 9 июня 2013 года.
- ↑ Ольга Павлова. Канны 2013: Райан Гослинг пропустил премьеру «Только Бог простит» . The Hollywood Reporter (22 мая 2013). Дата обращения: 22 июня 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
- ↑ Реестр прокатных удостоверений фильмов . Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 22 июня 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
- ↑ Прокатное удостоверение №221066614 с категорией «видео» было выдано 10 октября 2014 года[5].
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Антон Долин. Караоке на костях . Газета (22 мая 2013). Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 6 сентября 2016 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 8,9 Only God Forgives, Press Kit (англ.). Festival de Cannes. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Джефф Отто. Ryan Gosling Calls Upcoming Project 'Only God Forgives' The "Strangest Thing" He’s Ever Read (англ.) (недоступная ссылка). Indiewire (26 сентября 2011). Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 25 августа 2013 года.
- ↑ 10,0 10,1 Кевин Джагернаут. Nicolas Winding Refn Talks Making 'Only God Forgives' & Considers Tokyo Setting For Horror 'I Walk With The Dead' (англ.) (недоступная ссылка). Indiewire (30 марта 2012). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Николас Виндинг Рёфн представляет в Каннах фильм «Только Бог простит» с Райаном Гослингом . Filmpro. Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 24 февраля 2014 года.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Джада Юа. Only God Forgives Director Nicolas Winding Refn on Getting Booed at Cannes (англ.). Vulture (24 мая 2013). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 8 декабря 2015 года.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Ричард Корлисс. Only God Forgives: No Absolution for Ryan Gosling (англ.). Time (18 июля 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 6 февраля 2017 года.
- ↑ Николас Виндинг Рефн: «У меня в некотором смысле порнографический подход: мне важно то, что меня возбуждает» . festival-cannes.com (22 мая 2013). Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Лариса Малюкова. Секонд-хэнд . Новая газета (22 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Джастин Чанг. Ryan Gosling’s ‘Only God Forgives’ Booed at Cannes Screening (англ.). Variety (22 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Валерий Кичин. Песня о красных кровяных тельцах . Российская газета, № 6086 (24 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013.
- ↑ Андрей Плахов. Устрицы и спагетти . «Коммерсантъ», № 87 (5118) (24 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Nick James. Cannes: All that glitters (англ.) // Sight & Sound. — London: BFI, 2013. — Vol. 23, no. 7 (July 2013). — P. 23. — ISSN 0037-4806.
- ↑ 20,0 20,1 Вадим Рутковский. Кинокритическое зверьё возвращается с охоты: неофициальные итоги Каннского фестиваля . Сноб (27 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 6 августа 2016 года.
- ↑ Эндрю Энтони. Nicolas Winding Refn: I am a pornographer (англ.). The Observer (13 июля 2013). Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 17 июля 2013 года.
- ↑ Конг Ритди. Cannes 2013. Only God Forgives (Nicolas Winding Refn, Denmark) (англ.). Cinema Scope, Issue 55 (июнь 2013). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 13 апреля 2022 года.
- ↑ Никита Карцев. Бойцовский клуб Райана Гослинга . «Московский комсомолец» (22 мая 2013). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 29 мая 2013 года.
- ↑ Мария Токмашёва. Каннский фестиваль: "месть" Гослинга и девочка с голубыми волосами . РИА Новости (23 мая 2013). Дата обращения: 21 июля 2013.
- ↑ Энн Хорнэдэй. ‘Only God Forgives’ movie review (англ.). The Washington Post (18 июля 2013). Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 26 сентября 2020 года.
- ↑ Дэвид Руни. Only God Forgives: Cannes Review (англ.). The Hollywood Reporter (22 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 25 июля 2015 года.
- ↑ 27,0 27,1 Ричард Рёпер. Every bloody moment demands attention in ‘Only God Forgives’ (англ.). Chicago Sun-Times (18 июля 2013). Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 6 ноября 2014 года.
- ↑ The 10 Best Movies Of Summer 2013 (англ.). Indiewire (30 августа 2013). Дата обращения: 30 августа 2013. Архивировано 2 мая 2016 года.
- ↑ Only God Forgives (2013) (англ.). Rotten Tomatoes. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 9 июня 2022 года.
- ↑ Only God Forgives Reviews (англ.). Metacritic. Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 16 августа 2017 года.
- ↑ Ребекка Форд. Cannes Competition Lineup Features 'Behind the Candelabra,' 'Only God Forgives,' 'Nebraska' (англ.). The Hollywood Reporter (14 мая 2013). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 7 ноября 2021 года.
- ↑ Гай Лодж. 'Only God Forgives' wins top honors at Sydney Film Festival (англ.). Hitfix (17 июня 2013). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 22 августа 2014 года.
- ↑ Йорн Россинг Дженсен. The Hunt sweeps Danish Robert awards (англ.). Screen Daily (27 января 2014). Дата обращения: 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
- ↑ Robert nomineringer - filmåret 2013 (датск.) (недоступная ссылка). Danmarks Film Akademi. Дата обращения: 28 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
Ссылки
- «Только Бог простит» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- ««Только Бог простит»» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
- «Только Бог простит» (англ.) на сайте allmovie
- Официальная страница на Facebook