Перейти к содержанию

Тоде, Эрнест Фридрих

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрнест Фридрих Тоде

Эрнест Фридрих Тоде (нем. Ernst Friedrich Tode, 27 мая 1858, Парголово — 5 декабря 1932, Мюнхен)[1] — художник монументально-декоративного искусства, мастер расписного паечного витража, живописец по стеклу, исследователь западноевропейской геральдики.

Биография

Эрнест Фридрих, сын коммерсанта Рудольфа Тоде, происходил из древнего немецкого рода в Любеке. В 1660 году семья переехала в Курляндию, члены семьи занимались торговлей в Лиепаи, занимали видные должности в городском магистрате. Затем отец будущего художника попытался найти работу в Санкт-Петербурге, и семья обосновалась в немецкой колонии в местечке Паркола (позднее село Парголово Выборгского района). Для обучения в гимназии отец отослал мальчика к родственникам в Ригу. Закончив гимназию, Эрнест Фридрих в 1878—1882 годах учился архитектуре в Политехническом институте в Риге[2].

Затем переехал в Мюнхен. С 1882 по 1885 год учился живописи в Мюнхенской академии художеств, в том числе у Отто Зайтца. В 1885—1887 годах работал в Харькове рисовальщиком и живописцем-портретистом. Затем отправился в Дюссельдорф. Учился в Дюссельдорфской академии художеств, в 1887—1888 годах у Эдуарда фон Гебхардта, портретной и жанровой живописи у Вильгельма Зона и в 1890 году у пейзажиста Ойгена Дюкера.

В Дюссельдорфе, в Отеле «Eiskellerberg», расположенном напротив главного здания Академии художеств, Эрнст Тоде в 1891—1894 годах преподавал рисование и черчение в Школе художественных ремёсел (Kunstgewerbeschule). В 1894 году в этом же здании он организовал мастерскую росписи по стеклу. С 1909 по 1914 год Эрнст Тоде жил в Регенсбурге, работал рисовальщиком родовых гербов и эмблем. С началом Первой мировой войны Эрнст Фридрих переехал в Мюнхен. Художник скончался в возрасте 74 лет. Похоронен в Мюнхене.

Витражи

Витражное окно Церкви Святого Креста в Пайде, Эстония. 1901

В Германии, прежде всего в Мюнхене, издавна существовала школа живописи по стеклу (нем. Glasmalerei. В начале 1840-х годов Королевский институт живописи на стекле действовал в Берлине. В 1867 году в пригороде Мюнхена мастерские по изготовлению витражей для жилых интерьеров организовал В. Д. Сверчков. На территории Российской империи в то время не было подобных мастерских.

В 1893 году в Риге для старой лютеранской церкви Святой Гертруды (Ģertrūdes Evaņģēliski luteriskā baznīca) потребовались новые витражи. Местная община пожелала видеть орнаментальные композиции в готическом стиле, чтобы они соответствовали архитектуре храма. Рисунок витражей сделал Вильгельм Бокслаф, известный рижский архитектор и друг Эрнста Тоде. Выполнить эскизы в стекле доверили Эдуарду Байерману, но, занятый другими заказами, он передоверил работы Эрнсту Тоде. В 1894 году в Риге на выставке в Ремесленном клубе были показаны витражи Байермана и мебель, сделанная по рисункам Тоде.

В 1895 году в Риге, на Александровской, 76, было открыто витражное ателье «Тоде и Байерман». Витражи изготавливали в традиционной наборной (мозаичной), или паечной, технике, при которой отдельные, вырезанные по контуру рисунка кусочки разноцветного стекла дополнительно расписываются огнеупорными силикатными красками с последующим обжигом, а затем соединяются свинцовой оправой[3]. Мастерская изготавливала витражи по частным заказам, а также для Домского собора, церквей Св. Иоанна и Св. Петра в Риге, Св. Иоанна в Тарту, для костёлов в других городах Прибалтики, для петербургских реформатских храмов и для римско-католической церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Мастерская Тоде в связи с обилием заказов постепенно расширялась. В 1903—1905 годах создавались витражи для окон Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте Санкт-Петербурга, а также для дома В. П. Елисеева на набережной Мойки, 59. Многие витражи из-за их хрупкости, а чаще по причине вандализма, не сохранились. В Торговом доме Елисеевых они частично воссозданы при реставрационных работах в 2011—2012 годах.

Помимо витражей Эрнст Тоде занимался изучением европейской геральдики. В 1902 году он задумал издавать Балтийский геральдический календарь, в котором планировал размещать рисунки гербов местных династических родов, но затея оказалась слишком сложной, а революция 1905 года поставила под сомнение многие проекты. В 1906 году Эрнст Тоде работал над витражами для здания рижского Биржевого коммерческого училища (ныне Академия художеств Латвии).

В 1909 году Эрнст Тоде покинул Ригу и переселился в небольшое местечко Кёнигсвизен под Регенсбургом в Баварии. Там он занялся живописью и генеалогическими изысканиями. Свои геральдические исследования он оформлял в виде красочных таблиц и издавал считанными экземплярами.

Основные работы

  • Окно сакристии церкви Святого Петра в Риге
  • Два арочных алтарных окна и витражи окон трансепта римско-католической церкви Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. 1897
  • Окно Немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге (здание не сохранилось)
  • Витражи лестницы особняка Набоковых на Большой Морской, 47. Санкт-Петербург. 1898
  • Витражи Готической столовой особняка А. Ф. Кельха на Сергиевской ул., 28. Санкт-Петербург. 1898
  • Витражи Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте. Санкт-Петербург
  • Витражи Доходного дома В. П. Елисеева на набережной Мойки, 59
  • Витражное окно Церкви Святого Креста в Пайде, Эстония. 1901
  • Окно апсиды в Хоральной синагоге в Киеве
  • Витражи здания рижского Биржевого коммерческого училища (ныне Академия художеств Латвии). 1906
  • Окно в церкви Вайсенштайн. Бавария. 1901
  • Витражи Римско-католического костёла Св. Николая в Киеве

Примечания

  1. Wilhelm Neumann: Baltische Maler und Bildhauer des XIX. Jahrhunderts. — Riga 1902, — S. 142—143
  2. Neumann W. Lexikon Baltischer Künstler. — Riga: Jonck & Poliewsky, 1908. — S. 161—162. — URL: https://archive.org/details/lexikonbaltisch00drgoog/page/n173/mode/1up
  3. Тоде Э. Стекольная живопись // Зодчий. — СПб., 1908. — № 27. — С. 204; 1902. — № 9. — С. 111

Литература

  • Власов В. Г. Витраж // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 597—603.
  • Кириков Б. М. Зорина А. М. Витражи Петербурга// Наше наследие. 1990. — № 4. — С. 148—158
  • Шульгина Т. М. Витражи Э. Тоде // Краеведческие записки. Исследования и материалы. — Вып. 5. — СПб.: КГИОП, 1997. — С. 244—258
  • Грасис Т. Латвийский витраж. — Рига, 1979