Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские
Товарищество пароходства и транспортирования грузов „Ф. и Г. Братья Каменские“ | |
---|---|
![]() „Ф. и Г. Братья Каменские“ | |
Тип | Товарищество |
Год основания | 1865 год |
Основатели |
Фёдор Каменский, Григорий Каменский |
Расположение |
Пермская губерния |
Отрасль | водный транспорт |
Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские (полное название «Почтово-пассажирское пароходство Товарищества пароходства и транспортирования грузов „Ф. и Г. Братья Каменские“»[1]) — компания водного транспорта Российской империи.
История
Основателями династии Каменских — Фёдор Козьмич и Григорий Козьмич прошли путь от крепостных ямщиков князя Голицына до богатейших купцов города Перми. Пермский краевед В. С. Верхоланцев писал в начале XX столетия:[2]
«Происходя из подгородной Перми деревни Данилихи и не получив никакого образования, они личным трудом составили себе капитал, достигший нескольких миллионов».
До отмены крепостного права они выкупились на волю, после чего организовали конные перевозки от Москвы до Китая — это шесть тысяч верст, с перевалочными базами и сменными извозчиками. Затем занялись делами пароходными. В 1858—1859 годах братья построили свой первый буксирный пароход «Работник»; перевозка грузов водным путём стала приносить им значительную прибыль. В 1862 году у братьев было уже два буксирных парохода, и после успешной навигации они пожертвовали 8000 рублей на строительство Воскресенской церкви в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85.jpg&width=200)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80.jpg&width=260)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C.jpg&width=260)
В 1865 году было основано пассажирское пароходство братьев Каменских — перевозка пассажиров между Пермью и Нижним Новгородом осуществлялась пароходами «Иоанн», «Михаил», «Александр», «Василий», названными в честь сыновей братьев Каменских. В 1871 году ими был основан торговый дом «Товарищество пароходства и транспортирование грузов Ф. и Г. Братья Каменские», осуществлявший перевозку грузов по России водным путём. В 1874 году на берегу Камы братья Каменские построили и пустили в действие литейно-механический завод для производства железа, постройки и ремонта судов.[3] Завод братьев Каменских был построен англичанином Гектором Гуллетом. Именно этот инженер–строитель, переехавший на постоянное жительство в Тюмень, был основателем всего уральского пароходства: он строил и Тюменский, и Екатеринбургский пароходные заводы, заимствуя новейшие технологии у Великобритании и Америки.[4] Некоторые дети Федора и Григория Каменских для ведения дел компании разъехались по стране: Василий Федорович занимался делами компании в Петербургской конторе, Михаил Федорович — в Нижнем Новгороде, Алексей Григорьевич — в Москве.[5]
В 1893 году Товарищество перешло в руки сыновей Фёдора Козьмича — Михаила и Василия, а также Григория Козмича — Алексея, Александра и Ивана. На рубеж XIX−XX веков пришлось время наивысшего развития семейного дела Каменских. Они приобрели хлопковые плантации в Ташкентском уезде, а в самом Ташкенте – хлопковый и канатовитейные заводы. Во многих городах их пароходная фирма имела пристани и склады. В Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге[6], Риге действовали отделения Товарищества. По состоянию на 1915 год в пароходной компании Каменских было более 15 судов.[7]
Литература
- Баяндина Н. П. Пермь купеческая. 2-е изд., испр. и доп. Пермь: Пушка, 2002.
- Булычев А. А. Потомки «мужа честна» Ратши. Генеалогия дворян Каменских, Курицыных и Волковых-Курицыных. – М. : Археографический центр, 1994.
Примечания
- ↑ Почтово-пассажирское пароходство Товарищества Пароходства и Транспортирования грузов «Ф. и Г. Братья Каменские»
- ↑ Каменские . Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано 14 июля 2019 года.
- ↑ О. А. Мельчакова. Семья Каменских: их вклад в экономическое развитие Пермского края. Архивная копия от 29 апреля 2008 на Wayback Machine
- ↑ Завет предка: «жить справно» . Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано 14 июля 2019 года.
- ↑ Династия Каменских . Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано 14 июля 2019 года.
- ↑ [document.wikireading.ru/26765 Такая удивительная Лиговка - Дом № 21 улица Жуковского]
- ↑ Товарищество пароходства и транспортирования грузов «Каменские братья Ф. и Г.» (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано 15 июля 2019 года.