Тирсо де Молина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тирсо де Молина
Tirso de Molina
Имя при рождении Габриэль Тельес
Дата рождения 24 марта 1579(1579-03-24)
Место рождения Мадрид
Дата смерти не позднее 20.2.1648
Место смерти Альмасан, провинция Сория, Испания
Гражданство Испания Испания
Род деятельности драматург, новеллист
Направление барокко
Жанр драма, комедия, новелла
Язык произведений испанский
Дебют «Стыдливый во дворце» (1606)
Произведения на сайте Lib.ru

Ти́рсо де Моли́на (исп. Tirso de Molina, настоящие имя и фамилия Габриэ́ль Те́льес исп. Gabriel Téllez; 15791648) — испанский драматург, доктор богословия, монах и официальный историограф ордена мерседариев. Родился в дворянской семье. Учился в университете Алькала-де-Энареса. В 1601 году стал монахом ордена Девы Марии Милосердной. В 1634 году был назначен членом правления ордена, в 1635 — его историографом, в 1639 году получил степень магистра богословия.

Творчество

Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии (в том числе «плаща и шпаги») и 5 «ауто». Также обращался к различным прозаическим жанрам (сборник новелл и сочинений на разные темы «Толедские виллы» (исп. Los cigarrales de Toledo), издан в 1624 году).

«Севильский озорник»

Широкую известность обрела комедия «Севильский обольститель, или Каменный гость» (в различных переводах — «Севильский озорник», «Севильский насмешник»; исп. El burlador de Sevilla y convidado de piedra, около 1630 года, многократно перерабатывалась другими испанскими драматургами, среди которых — Антонио де Самора), в которой впервые выведен образ Дон Жуана (в пьесе — дона Хуана Тенорио), впоследствии вошедший в мировую культуру.

Продолжая традиции ренессансного театра Лопе де Вега, Тирсо де Молина использует многие мотивы, характерные уже для испанского барокко, — ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет.

Основные произведения

  • «Стыдливый во дворце» (1606)
  • «Наказание легкомыслия» (соч. 1613)
  • «Святая Хуана» (1614)
  • «Любовь и ревность заставят поумнеть» (1616, труппа Вальдеса)
  • «Правда всегда помогает» (1623, труппа X. Б. Валенсиано в Кордове)
  • «Любовь-целительница» (1625?)
  • «Дон Хиль Зелёные штаны» (изд. 1630)
  • драма «Осмотрительность женщины» (изд. 1634)
  • «Лучшая жница» (изд. 1634)
  • «Жена, повелевающая в доме» (изд. 1635)
  • «Богородица оливковой рощи» (изд. 1636)
  • героическая комедия «Антона Гарсиа» (изд. 1635)
  • «Осужденный за недостаток веры» (изд. 1635)
  • «Благочестивая Марта» (изд. 1636)
  • «Ревнивая к себе самой»

Тирсо де Молина в России

Примечания

  1. «Ревнивая к себе самой» Т. де Молины, реж. А. Коручеков. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 31 марта 2014 года.

Литература