Тимей (Платон)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тимей

«Тиме́й» (греч. Τίμαιος; сокр. Plat. Tim.) — один из важнейших трактатов Платона, посвящённый космологии, физике и биологии и написанный в форме сократического диалога около 360 года до н. э. В этом диалоге также излагаются сведения об Атлантиде (более подробное описание имеется в неоконченном диалоге «Критий»). Участники диалога: Сократ, Тимей Локрийский, Критий, Гермократ.

Этот диалог оказал значительное влияние на развитие средневековой философии, в том числе на идеи так называемой Шартрской школы, а также на философию эпохи Возрождения и, соответственно, на всю европейскую философию более позднего времени.

Композиция

Композиция диалога состоит из трёх неравных частей. В начале Сократ вкратце пересказывает концепцию идеального государства (др.-греч. πολιτεία), сущность которого в том, что каждый человек выбирает профессию в соответствии с достоинствами своей души: землепашцы (др.-греч. γεωργοί), стражи (др.-греч. φύλακες) и философы.

Затем Критий рассказывает легенду об Атлантиде (25а) — большом острове за Геркулесовыми столбами), затонувшей 9 тысяч лет назад.

Большую часть диалога составляет речь астронома и пифагорейца Тимея, который начинает с различия «бытия» (др.-греч. ὄν — 27d) на «не возникшее» и «возникающее». Возникающее необходимо имеет причину для своего появления, и здесь Тимей упоминает Демиурга (др.-греч. δημιουργός — 28a), который производит вещи, глядя на их первообраз. Равным образом демиурга имеет и космос (др.-греч. κόσμος — 29a) — прекраснейшее из возникшего. Космос же Тимей называет «живым существом» (др.-греч. ζῷον — 30b), которое обладает как душой, так и умом. Космос возник благодаря божественному Промыслу (др.-греч. πρόνοια — 30с).

Также в «Тимее» Платон размышляет о времени, которое он именует «вечным образом» (др.-греч. αἰώνιον εἰκόνα — 37d). Затем он излагает версию греческой теогонии, как от Урана родился Океан, а от Океана Кронос, а уже от Кроноса Зевс (41a). Платон рассматривает эфир (αἰθήρ) как «прозрачную разновидность воздуха» (58d).

С точки зрения теории познания «Тимей» важен началами скептического подхода. В этом диалоге Платон не раз указывает, что его рассуждения лишь вероятны, а не претендуют на истину. С его точки зрения материя — это не сущее, а некая неопределенность, лишь имеет возможность оформления, которое может быть воспринято человеком. Поэтому наше знание лишь вероятностно, а не абсолютно, а любое исследование должно идти в направлении наибольшей вероятности (Plato. Timaeus, 44d)[1]. Иллюстрацией к этому принципу может служить рассуждение о том, что один и тот же предмет в разных местах и разное время может восприниматься по-разному (там же, 48е-50а)[2].

Примечания

  1. Платон. Тимей / Собрание сочинений в 4-х томах, Т. III — М.: Мысль, 1990. — С. 447.
  2. Платон. Тимей / Собрание сочинений в 4-х томах, Т. III — М.: Мысль, 1990. — С. 451—453.

Литература

  • Малеванский Г. В. Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с другими системами древности // Диалоги Платона «Тимей» и «Критий». — Киев, 1883. — С.1—36.
  • Григорьева Н. И. Парадоксы платоновского «Тимея»: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С.47—95.
  • Мочалова И. Н. О двух онтологических моделях в диалоге Платона «Тимей» // Платоновские исследования. Выпуск I. — М.—СПб., 2014. — С. 55-78.
  • Плешков А. А. Философия языка в диалоге Платона «Тимей» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. — № 1 (Т. 2). — С. 7-19.
  • Cornford, Francis Macdonald (1997) [1935]. Plato’s Cosmology: the Timaeus of Plato, Translated with a Running Commentary. Indianapolis: Hackett Publishing Company, Inc. ISBN 0-87220-386-7.
  • Martin, Thomas Henry (1981) [1841]. Études sur le Timée de Platon. Paris: Librairie philosophique J. Vrin.
  • Sallis, John (1999). Chorology: On Beginning in Plato’s «Timaeus». Bloomington: Indiana University Press. ISBN 0-253-21308-8.
  • Taylor, Alfred E. (1928). A commentary on Plato’s Timaeus. Oxford: Clarendon.
  • Cleary J. J. The mathematical cosmology of Plato’s Timaeus. Synth. Philos., 5, 1990, p. 419—442.
  • Artmann B., Schefer L. On Plato’s «Fairest Triangles» (Timaeus 54a). Historia Mathamatica, 20, 1993, p. 255—264.
  • Лосев А. Ф. Преамбула к диалогу Платона «Тимей» // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 (Философское наследие, т. 117. РАН. Институт философии). — М.: Мысль, 1994. — С. 594—606.
  • K. Sarah-Jane Murray, "From Plato to Lancelot: A Preface to Chretien de Troyes, " Syracuse University Press, 2008. ISBN 0-8156-3160-X

Ссылки

  • Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: «Мысль», 1994:
Перевод С. С. Аверинцева: www.plato.spbu.ru