Тиман, Пауль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пауль (Павел Густавович) Тиман
Место рождения Юрьев (Тарту)
Гражданство Флаг Германии Германия
Профессия кинопродюсер
Карьера 1909—1923

Пауль Эрнст (Павел Густавович) Тиман (26 августа 1881, Юрьев — ?) — российский кинопредприниматель немецкого происхождения.

Биография

Родился в городе Юрьев (Тарту) в 1881 году в состоятельной остзейской семье. Получил хорошее образование. В 1902 году во время поездки в Париж заинтересовался кинематографом и поступил на работу в компанию «Гомон». В 1904 году направлен компанией в Россию для организации московского прокатного отделения. По его инициативе операторы компании в 1907 году начали делать в России регулярные хроникальные съёмки для новостных альманахов. Тогда же Тиман подсказал Самуилу Лурье идею журнала о кино «Сине-фоно».

В январе 1909 года Тиман ушёл из компании «Гомон» и открыл собственный торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов». Начав работу с проката зарубежной кинопродукции, он вскоре начал и собственное кинопроизводство. Первой картиной компании стал фильм режиссёра Василия Гончарова «Смерть Иоанна Грозного» (1909), выпущенный в прокат ассоциированной с его торговым домом компанией «Глория». На постановку картины было потрачено приданое в пять тысяч рублей полученно в связи женитьбой Паула Тимана на Елизавете Григорьевне фон Миквиц в том же 1909 году. Первые фильмы принесли прибыль, но незначительную.

В 1912 году Тиман приобрёл съёмочный павильон московского отделения фирмы «Пате» и с сентября начал выпуск фильмов «Русской золотой серии»[1], которые пользовались значительным успехом у публики. При этом существенную роль в определении художественной политики студии играла жена Тимана Елизавета.[2] Основными постановщиками компании были Владимир Гардин и Яков Протазанов. Со временем Тиману также удалось добиться того, что руководство Московского Художественного театра и других крупных московских театров прекратило сопротивление и согласилось на участие их актёров в съёмках фильмов.

С началом Первой мировой войны кинопредприятие Тимана было вынуждено резко сократить деятельность, так как немца Тимана интернировали и отправили на поселение в Уфимскую губернию, а ряд сотрудников студии призвали в действующую армию. Режиссёры Владимир Гардин и Яков Протазанов перешли в другие фирмы. Одновременно на рынке кинопроизводства укрепили свои позиции компании Ермольева и Харитонова.

В мае 1917 года Тиману удалось вернуться в Москву. Весной 1918 года он репатриировался в Германию, затем перебрался в Италию и там пытался наладить кинопроизводство с участием русских эмигрантов. В 1920 году он открыл производственную фирму «Товарищество П. Тимана и Ко», которая располагалась в Париже в доме 118 на Елисейских полях. На фирме русские режиссёры-эмигранты сняли несколько фильмов. Не добившись от их проката существенной финансовой отдачи, Тиман был вынужден свернуть дело. В 1923 году он был совладельцем компании «Орион-фильм».

Последующие упоминания о Пауле Тимане эпизодичны и не позволяют проследить его дальнейший жизненный путь.

Фильмография

Примечания

  1. Carlos Valmaseda Industria y política cinematográfica en vísperas de la revolución de Octubre Архивная копия от 28 января 2013 на Wayback Machine 5 mayo, 2011  (исп.)
  2. Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С. 182-183. — ISBN 5-85646-083-9.
  3. Demon (1911). Дата обращения: 27 января 2013. Архивировано 22 мая 2010 года.
  4. Pour une nuit d'amour (1923). Дата обращения: 28 января 2013. Архивировано 9 февраля 2017 года.

См. также

Ссылки

  • Тиман Пауль Энциклопедия отечественного кино © ООО «Сеанс» 2005—2010
  • Форестье Луи «Великий немой». Воспоминания кинооператора. М.: Госкиноиздат, 1945
  • Гинзбург Семен. Кинематограф дореволюционной России. М.: Искусство, 1963
  • Вознесенский Александр. Кинодетство (глава из «Книги ночей») // Искусство кино № 11 1985
  • Будяк Л. М., Михайлов В. П. Адреса московского кино. М.: Московский рабочий, 1987
  • Янгиров Рашит. Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1918). М., 2002
  • Янгиров Рашит. Киномосты между Россией и Германией: эпоха иллюзионов (1896—1919) // Киноведческие записки № 58 2002
  • Михайлов Владимир. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Материк, 2003