Тиаз
Тиаз (греч. θίασος; букв. «шествие Вакха»[1]) — в древнегреческой культуре так называлась экстатическая процессия, устраивавшаяся в честь каких-то божеств (прежде всего Диониса).
Участники и участницы шествия с криками, пением, плясками пробегали по улицам города и окрестностям. Судя по материалу, который дают вазовая живопись и древнегреческая поэзия, мифические тиазы Диониса олицетворяли пестроту и роскошь освободившихся от оков производительных сил природы, демонический характер лесной и горной жизни, вакхическое вдохновение[2].
Кроме менад, в тиазах участвовали нимфы, сатиры, силены, паны, кентавры, аллегорические фигуры, имевшие отношение к культу Диониса, богиня опьянения — Мета, дочь несмешанного вина — Акрат, богиня таинства посвящения — Телета, олицетворения кома, дифирамба, комедии и трагедии, Эрот, хариты, Горы, Музы, Геба и другие персонажи древнегреческой мифологии[2].
Тиазами назывались также вообще все античные общества, имевшие общий культ, будь они составлены именно с этой целью или для взаимной поддержки, для общих удовольствий или занятий[1][2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Θίασος // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Обнорский Н. П. Тиаз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
- Θίασος // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.