Терентьев, Николай Терентьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Терентьев Николай Терентьевич
Дата рождения 17 апреля 1925(1925-04-17)
Место рождения дер. Кошноруй, Чувашская автономная область, РСФСР, СССР[1]
Дата смерти 11 апреля 2014(2014-04-11) (88 лет)
Гражданство  СССР Россия
Род деятельности драматург, переводчик, актёр, сценарист
Жанр пьеса
Язык произведений чувашский
Премии Государственная премия Чувашской Республики имени К. Иванова
Награды
Народный писатель Чувашской АССР (1980)
Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1968)

Николай Терентьевич Терентьев (17 апреля 1925, деревня Кошноруй, Чувашская автономная область[1] — 11 апреля 2014) — чувашский драматург, переводчик и сценарист, актёр. Народный писатель Чувашской АССР (1980). Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1968). Заслуженный работник культуры РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии Чувашской АССР им. К. В. Иванова (1970)[2][3].

Биография

Родился в деревне дер. Кошноруй Чувашской автономной области[1]. Окончил Чурачикскую среднюю школу, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева.

Долгие годы работал актёром и заведующим литературной частью Чувашского академического театра имени К. В. Иванова.

Николай Терентьевич Терентьев родился 17 апреля 1925, д. Кошноруй (ныне Канашского района) — актёр, драматург, переводчик, член Союза писателей СССР. Окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского, Чувашский государственный педагогический институт, там же аспирантуру Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Работал в Чувашском государственном академическом драматическом театре актёром, зав. литератур. частью. Сыграл ряд ролей драматического плана: Сентиер («Айтар» П. Н. Осипова), Ахмар («Эндип» В. Т. Ржанова), Ваня Земнухов [«Çамрăк гварди» (Молодая гвардия) А. Н. Фадеева].

Пьесам Т. характерен оптимистический настрой, динамичность действия; в них чаще всего присутствует романтика, к-рая проявляется прежде всего в изображении внутреннего мира героя, особой шири и щедрости его души. Терентьев сделал новый шаг в раскрытии духовного облика человека, в осмыслении нравственно-философских проблем в чувашской драматургии.

К раннему периоду драматургического творчества Терентьева (1950-е гг.) относятся пьесы, адресованные молодёжной аудитории. С первой же поставленной в ЧГАДТ в 1957 пьесы Терентьева. [«Арканнă юрату» (др. название «Çунатлисем те çĕр çинчех») (Летать начинают с земли, 1956)] на сцене предстают молодые герои — активные, порывистые, целеустремлённые, честные, бескомпромиссные, способные на большое чувство. В большинстве своём это люди труда, близкие к земле, представители рабочего класса, интеллигенции — современники драматурга. Ведущая роль принадлежит типу положительного романтического героя; особо удачны женские образы. В этот период созданы пьесы «Ĕлĕкрен туслисем» (Давние друзья, 1954), «Йăнăш утăм» (Неверный шаг, 1956), «Архип Кузьмич» (1958).

В 1960-1970-е гг. драматург в основном остался верен теме современности; его продолжала волновать морально-этическая проблематика. Теме Великой Отечественной войны, осмыслению категорий жизни и смерти, добра и зла, ценности каждого человека посвящена героико-романтическая трагедия «Куккук çаплах авăтать» (Кукушка всё кукует, 1960). Представив внутренний мир отдельных героев, драматург раскрыл природу совершённого народом исторического подвига. В этот период в театрах поставлены красивая и грустная история «Кĕмĕл пĕлĕтсем» (Серебристые облака, 1973), романтическая пьеса-репортаж «Тин çеç çуралнисем» (Новорождённые, 1976), пьеса «Çынпа çын пĕр мар…» (Разные бывают люди…, 1977). Созданы трагедия-легенда «Çĕрпе хĕр» (Земля и девушка, 1972) о доле чувашей, участвовавших в пугачёвском восстании, драмы «Хумсем çырана çапаççĕ» (Волны бьют о берег, 1969) о деятельности чуваш. просветителя И. Я. Яковлева и о семье Ульяновых, «Çиçĕм хыççăн аслати» (После молнии — гром, 1978) о событиях после октября 1917. В последующий период созданы такие остропроблемные произведения, как пьеса «Атăл куçĕ (Манаймастăп сана)» (Гла¬за Волги, 1980), трагикомедия «Пушар лаши» (Пожарная лошадь, 1985) и др.

Творчество Терентьева занимает важное место в истории чувашского театрального искусства и драматургии, критика отмечала успехи в использовании неожиданных смешных положений и казусов, привнесение в комедийный стиль новых находок. Велика его роль в расширении жанрового диапазона национал. драматургии. Терентьев написал свыше 40 пьес и сценариев. Все многоактные пьесы поставлены в театрах республики. На рус. языке его произведения ставились в театрах Чебоксар, Ульяновска, Ворошиловграда, Брянска, Барнаула и др. городов. Пьеса «Сан¬сăр пурнăç çук» [Сибирская дивизия (Верность), 1971] прошла на сценах более 10 театров страны. Некоторые пьесы переведены на языки народов СССР — украин., эстон., башкир., черкес., мордов. и др. и поставлены национал. театрами этих республик. Записи ряда спектаклей транслировались по Центральному телевидению. Автор переводов на чуваш. язык произведений А. Н. Островского, А. Н. Арбузова, А. В. Софронова, С. Я. Маршака и др.

Произведения Т. изданы в книгах «После молнии…» (М., 1981), «Колокола души» (М., 1987), «Суйласа илнисем. 1 том» (Ч., 1994) и др.

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ныне — Канашский район, Чувашия, Россия.
  2. Чувашская энциклопедия
  3. Афанасьев П. Писатели Чувашии. — Чебоксары, 2006.

Литература