Тельников, Владимир Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Иванович Тельников
Дата рождения 30 января 1937(1937-01-30)
Место рождения Ленинград, СССР
Дата смерти 17 мая 1998(1998-05-17) (61 год)
Место смерти Лондон, Великобритания
Страна Флаг СССР
Род деятельности диссидент, публицист и литературный переводчик

Влади́мир Ива́нович Те́льников (30 января 1937, Ленинград, СССР17 мая 1998, Лондон, Великобритания) — советский диссидент, публицист и литературный переводчик. Впервые перевёл на русский язык роман-антиутопию Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

Биография

Родился 30 января 1937 года в Ленинграде[1].

В 1956–1957 годах учился на физическом факультете ЛГУ имени А. А. Жданова. Во время учёбы, в конце 1956 года, стал участником подпольной студенческой группы «Союз коммунистов-ленинцев» и в январе 1957 года принял участие в обсуждении подготовленных В. И. Трофимовым политической программы и устава группы, предложив вместе с Б. Х. Хайбулиным альтернативную программу. Во время Венгерского восстания 1956 года занимался распространением в ленинградских учебных заведениях листовок в его поддержку. 20 июня 1957 был арестован и 19 сентября 1957 года Ленинградским городским судом по статьям 58-10 ч. 1 и 58-11 УК РСФСР приговорён к 6 годам заключения в исправительно-трудовой колонии, отбывая вплоть до июня 1963 года срок во Владимирской тюрьме и Дубравлаге[1][2][3][4][5].

В 1963–1971 годах проживал в Москве, где работал учителем средней школы и занимался переводами с английского языка[1]. В том числе выполнил первый перевод на русский язык романа-антиутопии Уильяма Голдинга «Повелитель мух», который выходил частями в журнале «Вокруг света» в № 7-11 за 1969 год.

В 1968–1970 года выступил в качестве одного из составителей и распространителей подпольного диссидентского бюллетеня «Хроника текущих событий»[1][3][5].

В ноябре 1971 года эмигрировал из СССР в Израиль, а затем переехал на постоянное место жительства в Великобританию, где работал в лондонской редакции радио "Свобода" и Би-би-си, а также публиковался в британской печати[1][3][4].

Умер 17 мая 1998 года в Лондоне[1]. Похоронен на кладбище Ганнерсбери  (англ.)[4].

Отзывы

А. И. Солженицын отметил в «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов»:[6]

Владимир Тельников, бывший, уже послевоенный, зэк, с начала 70-х работавший на Би-би-си, — много написал из задуманной им работы по русской истории XIX века. Однако, по эмигрантским трудным жизненным обстоятельствам, она не была доведена до последней редакции.

И. Я. Габай в письме к жене Тельникова отметил:[7]

Я с большим удовольствием почитал перевод Володи. Хотя и фантастика — жанр для меня чужеватый, и Воннегут даже романом не пленил меня, — всё равно я испытал радостное чувство. Прежде всего, сам факт появления Володиного имени в октябре этого года. Во-вторых, очень меня впечатлила стилистическая чистота и словесная точность — думаю, что это целиком переводческая заслуга. Ну, и сама мысль Воннегута традиционным как раз гуманизмом близка мне. Передай все это Володе с самыми моими теплыми словами и пожеланиями.

Сидевший вместе с Тельниковым диссидент В. В. Садовников вспоминал:[8]

В хороших отношениях я был и с ярким представителем общедемократического мировоззрения Владимиром Ивановичем Тельниковым, сыном генерала и очень талантливым полемистом. В лагере он был, пожалуй, самым активным пропагандистом либерально-демократических идей. На 17-м, ввиду относительно небольшого и однородного состава, сложилась традиция своеобразной идейной борьбы за любого прибывающего по этапу нового заключённого. Каждое из двух основных конкурирующих направлений, условно говоря — демократическое и патриотическое, старалось перетянуть новичка на свою сторону, для чего с ним активно велась “идеологическая работа” в форме бесед. Со мной такие беседы наиболее настойчиво с демократической стороны проводил Владимир Тельников, а с патриотической — Юра Машков. По сути дела, оба противоположных воззрения, представляемых Володей и Юрой, являлись весьма точным и коррелятивным прообразом современного идейного противостояния “демократов” и “патриотов”, или “ западников” и “почвенников”…
[…]
В отличие от Юры, Володя главный упор делал на права человека и общечеловеческие ценности. По его мнению, не было существенной разницы между коммунизмом и фашизмом, так как они являлись общей тоталитарной реакцией на современную западную демократию. Тоталитаризм же для него был каким-то иррациональным рецидивом мрачного средневековья. Войну между гитлеровской Германией и сталинским СССР Володя оценивал как схватку двух равноценных хищников, одинаково стремящихся к мировому господству, но всё-таки считал борьбу против фашистской Германии правильной и необходимой как с точки зрения наименьшего зла, так и из-за того, что союзниками Сталина были западные демократии, которые он явно идеализировал. В целом по своим взглядам Володя был типичным “западником”, но без русофобского элемента, аргументированно критиковал теорию “еврейского” коммунизма, и некоторые из его аргументов мне хорошо запомнились. Например, он резонно указывал, что коммунизм — сверхнациональное явление, порождённое определёнными разрушительными общемировыми идеями, и часто утверждается в тех странах, в которых никаких евреев никогда не существовало (или же влияние их было незначительным), — в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, на Кубе…
Запомнилась критика Володей мнимой универсальности марксистских экономических законов. Как он небезосновательно утверждал, на базе почти одинаковых хозяйственных условий могут возникать совершенно различные политические режимы.
Возможно, с высоты нашего времени все эти аргументы могут показаться наивными, но надо помнить о том, что идейное пробуждение общественного сознания после сталинского духовного паралича только началось и такого рода поиски были первыми шагами начавшегося гражданского возрождения.

Переводы

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Марголис А. Д. Тельников Владимир Иванович Архивная копия от 16 января 2020 на Wayback Machine // Энциклопедия Санкт-Петербурга
  2. Тельников Владимир Иванович
    Родился в 1937 г., Ленинград; русский; ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОС. УНИВЕРСИТЕТ — СТУДЕНТ. Проживал: Ленинград.
    Арестован 20 июня 1957 г.
    Приговорён: Ленинградским Горсудом 19 сентября 1957 г., обв.: 58-10 ч.1, 58-11 // ар. за участие в подп.группе "союз коммунистов"..
    Приговор: к 6 г. ИТЛ.

    Тельников Владимир Иванович // Жертвы политического террора в СССР
  3. 3,0 3,1 3,2 Тельников Владимир Иванович Архивная копия от 5 апреля 2022 на Wayback Machine // Электронный архив Фонда Иофе
  4. 4,0 4,1 4,2 ЖЖ-авторmemo-projects ≡ Рассказы о проектах и деятельности программы «История инакомыслия в СССР» Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». Ещё одно свидетельство об экономике Самиздата. Живой Журнал (27 марта 2010). —
    ТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1937–1998), переводчик, педагог, общественный деятель (Ленинград-Москва); один из основателей молодёжного подпольного кружка "Союз революционного ленинизма" (Москва-Ленинград, 1955-1957); политзаключённый (1957-1963, Мордовские лагеря, Владимирская тюрьма); участник петиционной кампании вокруг "Процесса четырёх" (1968); распространитель Самиздата: помогал в издании "Хроники" (получил от П. И. ЯКИРА № 9 для отправки в Орёл, передал несколько номеров С. К. ПИРОГОВУ (1971)), выступал в защиту преследуемых по политическим мотивам, передавал правозащитную информацию западным журналистам; арестован у здания суда, где проходил процесс над Н. Е. ГОРБАНЕВСКОЙ (06.-07.1970, Матросская тишина), освобождён за прекращением дела. Эмигрировал (1971) в Израиль, жил в Великобритании, был сотрудником радиостанции Би-Би-Си, умер в Лондоне, похоронен на кладбище Ганнерсбери..
  5. 5,0 5,1 Макаров, Костенко, Кузовкин, 2006, с. 20.
  6. Солженицын, 2000, с. 121.
  7. Габай, 2015, с. 100–101.
  8. Садовников, 1996, с. 159–160.

Литература

Ссылки