Телешева, Екатерина Александровна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Екатерина Телешева
Портрет работы Ореста Кипренского, 1828 г.Портрет работы Ореста Кипренского, 1828 г.
Имя при рождении Екатерина Александровна Телешева
Дата рождения 23 ноября 1804(1804-11-23)
Дата смерти 1857(1857)
Гражданство  Российская империя
Профессия артистка балета
Театр Большой Каменный театр, Петербург

Екатери́на Алекса́ндровна Те́лешева (Телешо́ва, Телешёва); (18041857) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой.

Биография

В начале XIX века Екатерина, — наследница обедневшего дворянского рода, — поступила в Петербургское театральное училище. Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора» в 1820 году. После окончания училища её принимают солисткой в труппу петербургского Большого театра, где Телешова вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло. В 1824 году исполняет партию Волшебницы в балете Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника».

Портрет Телешовой в роли Луизы из балета «Дезертир» работы Пьетро Росси, 1824

На сцене выступала одновременно с другой, тоже изящной танцовщицей Верой Зубовой; обе были талантливы, обе красивы, обе имели массу поклонников, сначала подруги по школе, позднее соперницы за сердце Милорадовича.

Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах. Она особенно отличалась в балетах «Дезертир» на музыку Монсиньи, «Федра и Ипполит» Кавоса и Турика, в комедии «Батюшкина дочка», в опере «Фенелла» Обера. Несмотря на успех в балете, она была известна своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Е. И. Ежовой, «домоправительницы» князя Шаховского, Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.

В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы. О её таланте один из современников писал[1]:

…При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя.

О Екатерине Телешовой неоднократно упоминает в своей книге[2] театральный актёр, критик и историк балета А. А. Плещеев (1858—1944).

Личная жизнь

Милорадович

Её покровителем и любовником, фактически гражданским мужем, был граф, генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович, именно с её квартиры он отправился на Сенатскую площадь в день мятежа декабристов, где был убит Каховским.

В период связи с Милорадовичем Телешова стала «закулисной султаншей». Говорили даже, что из-за неё погибла другая талантливая балерина Анастасия Семёновна Новицкая (1790—1822), которая отказалась играть в одном спектакле с ней второстепенную роль: якобы Милорадович так напугал её своими угрозами посадить в смирительный дом, что она слегла в постель и вскоре умерла. В Екатерину был влюблён Александр Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей стихотворение в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила», поставленном на сцене 8[уточнить] декабря 1824 года:

О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр её полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной…

Кипренский О. (1826 г.) портрет А.Ф. Шишмарёва

Эти обстоятельства привели к серьёзному конфликту Грибоедова с Милорадовичем, который разрешила только смерть последнего.

Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмарёвым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получивших фамилию Телешовых.

Екатерина Телешова оставила сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу.

Скончалась Е. А. Телешева 4 января 1858 г. Погребена 7 января 1858 г. в Воскресенском Новодевичьем монастыре. (ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 19, опись 124, дело 778, листы 154-об. - 155.)

Образ в культуре и искусстве

В живописи

Карл Брюллов пригласил её позировать для картины «Итальянка у фонтана»[3], а Орест Кипренский запечатлел её портрет в образе одной из балетных героинь — Зелии из балета «Приключение на охоте» (1828)[4]. Также Телешова изображена на картине Григория Чернецова «Парад 6 октября 1831 года в Петербурге» (1837).

В кинематографе

См. также

Ссылки

  1. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.:М.-1958,с.159
  2. Плещеев А. А. Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. — СПб.: «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 576.: ил. с. — ISBN 978-5-8114-0840-5.
  3. «Итальянка у фонтана»
  4. «Приключение на охоте». Дата обращения: 18 июля 2006. Архивировано 10 марта 2007 года.