Телефон доверия
Телефо́н дове́рия (линия жизни, кризисная линия, горячая линия, линия помощи) — дистанционная служба экстренной психологической помощи, предназначенная для оказания моральной, эмоциональной или духовной поддержки широким слоям населения. На территории России этот термин применяется как к службе экстренной психологической помощи, так и к телефонным службам государственных организаций, которые собирают или предоставляют населению различную информацию[1]. Сотрудниками службы телефонов доверия являются психологи, педагоги или специально обученные люди[2].А также используется в школах.
Общая информация
Первые телефоны доверия создавались как службы превенции суицидов. Впоследствии применение расширилось, в настоящее время это прежде всего служба, оказывающая психологическую помощь и поддержку населению в любых ситуациях эмоционального напряжения: конфликтах, стрессах, депрессии, сложных жизненных ситуациях и предсуицидальных состояниях[3]. Некоторые линии специализируются на оказании экстренной психологической помощи в зонах чрезвычайных происшествий, как населению, так и сотрудникам служб спасения[4].
В основном телефоны доверия разделяют по следующим критериям:
- аудитория — возраст, социальное положение и другие;
- метод работы — телефонная психотерапия, «дружеская помощь», телефонное консультирование;
- статус — государственные, муниципальные, частные, благотворительные;
- кадровый состав — профессиональные или волонтёрские[1].
Часто для описания работы дистанционной поддержки используются термины кризисная линия (crisis line), горячая линия (hotline), линия помощи (help line), телефон доверия и линия жизни (life line)[4][5].
Базовые принципы
Основными принципами работы телефонов доверия являются анонимность и конфиденциальность[6]. В отличие от очного приёма специалиста, клиент остаётся полностью анонимным, что даёт ему возможность свободно говорить о личных проблемах. Также эту службу отличает доступность помощи, что позволяет абонентам обращаться в состоянии пика эмоционального переживания — обращения происходят в трудных жизненных ситуациях для клиента[7]. На телефон доверия может обратиться любой человек, независимо от возраста, статуса, социального положения, материального достатка или любого другого признака. Абоненты ожидают получение психологической помощи, атмосферу защищенности, понимания и доверия[8][9].
Работа консультантов основана на принципах гуманности, анонимности, доступности, осознанной ответственности и профессионализма. Команда обычно состоит из консультантов, супервизоров и заведующих, которые могут быть специально обученными волонтёрами или профильными специалистами[10].
История
Организации линии
Первые телефоны доверия не были рассчитаны на широкую психологическую поддержку, скорее это были частные случаи. Одна из таких линий была основана в Нью-Йорке в 1906 (по другим источникам — в 1907[11][12]) году с открытием лиги «Спасите жизнь». Эту организацию создал священник Герри Уоррен для моральной и психологической поддержки людей в состоянии суицидального кризиса. Позднее, в 1948 году австрийские психиатры Ханс Хофф[англ.] и Эрвин Рингель[англ.] организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни», который объединял телефонную службу и очный приём специалиста[13].
В 1953 году преподобный отец Чад Вара[англ.] из церкви Святого Стефана в Лондоне открыл первую круглосуточную линию экстренной связи для поддержки людей. Он разместил в газетах свой личный номер телефона и указал, что за психологической помощью можно обращаться в любое время дня и ночи, также, как обращается в скорую помощь[14]. Первый звонок на телефон доверия поступил 2 ноября 1953 года, за ним последовали и другие. Для обработки входящих вызовов к священнику присоединились добровольцы. Уже 2 февраля 1954 года возникло волонтёрское движение «Самаритяне[англ.]», которое оказывало дружескую поддержку тем, кто находится в состоянии психоэмоционального кризиса или имеет суицидальные мысли. Эта организация стала прообразом всех центров телефона доверия[15].
Позднее линии психологической помощи стали открываться по всей Европе: «Telefonseelsorge» в Западном Берлине (1956), «Die Dargebotene Hand» в Цюрихе (1957), «Telefonische Hupdienst» в Роттердаме (1958), «Kirkens Nattjeneste» в Осло (1958), «Tele-Accueil» в Брюсселе (1959), «La Main Tendue» в Женеве (1959), «SOS Amitie» в Париже (1969)[11].
В 1959 году в Женеве был создан Международный информационный центр для взаимной поддержки телефонов доверия. В 1960 году прошёл первый международный конгресс работников неотложной телефонной помощи. В странах Азии и Австралии открылись службы «Линии жизни». Позднее они объединились в «Международные линии жизни[англ.]»[13]. Движение «Самаритяне» распространилось по всему миру. В 1974 году была основана организация «Международная дружеская помощь[англ.]», для поддержки людей, переживающих любой вид эмоционального кризиса[4].
В Европе с 1967 года работает Международная федерация служб неотложной телефонной помощи — IFOTES, которая объединяет 347 телефонных служб из 25 стран[16]. IFOTES является членом Международной ассоциации профилактики самоубийств и Всемирной федерации психического здоровья[17][18].
Развитие в России
В Россию определение «телефон доверия» пришло из Чехословакии и Польши. В 1964 году Мирослав Плзак[словацк.] создал в Чехословакии первую «Линию доверия», ещё два номера удалённой помощи были открыты в Гданьске и во Вроцлаве в 1967 году, которые назывались «Телефон доверия»[19]. Инициатором создания дистанционной психологической помощи в СССР стала профессор суицидологии Айне Григорьевна Амбрумова[20]. В 1981 году в Ленинграде на базе городского наркологического диспансера заработал первый телефон доверия. На следующий год подобная линия открылась в Москве. Изначально они создавались как отделения экстренной медико-психологической помощи для предотвращения суицидов. До 1985 года в СССР существовало четыре дистанционные службы поддержки. В 1988-м открыли ещё пять экстренных линий, за два следующих года — ещё 21 телефон. К 1991 году в стране работало 25 телефонов экстренной психологической помощи[21].
Первый телефон доверия для детей и подростков открылся в Москве в 1989 году, в 1993 — для детей в возрасте от 5 до 12 лет. В этом же году было организовано Московское объединение детских телефонов доверия, которое включало 42 службы из регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов[22].
7 июня 1991 года была учреждена Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи — РАТЭПП. С 1992 года ассоциация выпускает журнал «Вестник РАТЭПП». Эффективность и востребованность дистанционной психологической помощи были очевидны, поэтому линии открывались массово: 38 телефонов в 1992-м, 23 — в 1993-м — 23, 65 — в 1994-м, 42 — в 1995-м, 27 — в 1996-м. На 2000 год в России функционировало 215 телефонов экстренной психологической помощи[23].
В 2007 году по инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения была основана Ассоциация детских телефонов доверия, в состав которой на территории России вошло 285 линий из 69 регионов[22]. Организация телефонов доверия, как службы при психоневрологических диспансерах, регулируется приказом Министерства здравоохранения от 6 мая 1998 года[24].
В Москве в 1993 году начал работу первый в России телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье[25].
Современное состояние
В 2015 году в РАТЭПП входило 284 телефона доверия[26]. По данным 2017 года, в России работало более 350 телефонов экстренной психологической помощи[22].
По классификации кандидата психологических наук Сергея Хачатуряна, для России характерны три основные модели телефонов доверия[1][27][28]:
- оказание экстренной психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях;
- телефонные службы государственных организаций, которые собирают или предоставляют различную информацию населению, например телефон доверия при Федеральной службе безопасности, Министерстве внутренних дел или Федеральной таможенной службе;
- временные линии, созданные для реализации конкретных политических задач, например служба, которая собирает сведения о выплате пенсий по стране в течение определённого времени, горячие линии депутатов[4].
Телефоны психологической помощи
Телефон доверия, в отличие от горячей линии, является анонимным, строго конфиденциальным и служит для оказания психологической поддержки. По некоторым телефонам горячей линии тоже можно получить психологическую помощь, но в основном они предоставляют и собирают информацию, консультируют по различным вопросам[4]. Помимо психологической поддержки, на горячей линии предоставляют информационную, юридическую, социальную и духовную помощь, в некоторых случаях можно записаться на очный приём специалиста[29].
В 2014 году для работы с детьми и подростками были организованы анонимные чаты психологической поддержки онлайн, в которых работают профессиональные психологи[30].
Примеры
8-800-2000-122 в России, 0-800-501-701 в Украине.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Консультирование, 2000, с. 9.
- ↑ Мардахаев, 2016.
- ↑ Хрусталёва, 2018, с. 658.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Хачатурян, 2000.
- ↑ Пономарёва, 2014, с. 33.
- ↑ Моховиков, 2001, с. 32.
- ↑ Амбрумова, 1986, с. 22.
- ↑ Моховиков, 2001, с. 50.
- ↑ Амбрумова, 1986, с. 23.
- ↑ Моховиков, 2001, с. 78.
- ↑ 11,0 11,1 Хрусталёва, 2018, с. 653.
- ↑ Суицидология, 2001, с. 191.
- ↑ 13,0 13,1 Михайлова Е. А. Телефоны доверия как инструмент профилактики социального неблагополучия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены : журнал. — 2013. — С. 109—113.
- ↑ Douglas Martin. Rev. Chad Varah, Anglican Priest Who Helped the Suicidal, Dies at 95 (англ.). The New York Times Company (10 ноября 2007). Дата обращения: 20 апреля 2019. Архивировано 19 ноября 2018 года.
- ↑ Adam Bernstein. Chad Varah; Priest's Suicide Hotline Grew Into the Samaritans Movement (англ.). The Washington Post Company (10 ноября 2007). Дата обращения: 20 апреля 2019.
- ↑ About IFOTES (англ.). IFOTES (2019). Дата обращения: 20 апреля 2019. Архивировано 22 мая 2020 года.
- ↑ Моховиков, 2001, с. 31.
- ↑ Хэмбли, 2004, с. 330.
- ↑ Николаева, 2016, с. 73.
- ↑ Хрусталёва, 2018, с. 654.
- ↑ Консультирование, 2000, с. 8.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Коджаспиров, 2017.
- ↑ Гордиенко, 2006, с. 9.
- ↑ О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением . АО «Кодекс» (6 мая 1998). Дата обращения: 20 апреля 2019. Архивировано 7 августа 2019 года.
- ↑ О нас . Анна. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 19 января 2020 года.
- ↑ [nevnov.ru/111285-telefon-doveriya-zdravstvujte-ya-vas-slushayu «Телефон доверия: Здравствуйте! Я Вас слушаю!»] . Невские Новости (29 июля 2015). Дата обращения: 20 апреля 2019.
- ↑ Консультирование, 2000, с. 12.
- ↑ Консультирование, 2000, с. 14.
- ↑ Елизавета Яковлева. Телефоны доверия: службы помощи, которые работают без выходных и праздников . Филантроп (5 января 2018). Дата обращения: 20 апреля 2019. Архивировано 19 апреля 2019 года.
- ↑ Елена Алмазова. «Когда сложно рассказывать о проблеме вслух» . Агентство социальной информации (30 ноября 2018). Дата обращения: 7 мая 2019.
Литература
- Амбрумова А. Г., Полеев А. М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидальной практике. — М.: Министерство здравоохранения РСФСР, 1986. — 25 с.
- Гордиенко Н.И., Василенко А.В., Дементьева Е.А., Сеидова Т.С., Егорова Е.А. Содержание и организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи по телефону. — Волгоград: «ПринТерра», 2006. — 123 с.
- Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций. Учебное пособие. — М.: «Проспект», 2017. — 460 с. — ISBN 9785392243648.
- Кризисные состояния: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи / Палкин Ю. Р., Ковпак Д. В. — СПб.: СИНЭЛ, 2016. — 118 с. — ISBN 978-5-9908187-0-5.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. — М.: РГСУ, 2016. — 364 с. — ISBN 978-5-7139-1235-2.
- Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001. — 494 с.
- Моховиков А. Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М.: Когито-Центр, 2001. — 265 с.
- Пономарёва И. М. Работа психолога в кризисных службых: учебное пособие. — СПб.: СПбГИПСР, 2014. — 198 с. — ISBN 978-5-98-238-049-4.
- Психология кризисных и экстремальных ситуаций / Хрусталёва Н. С.. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2018. — 748 с. — ISBN 978-5-288-05830-1.
- Хачатурян С. Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов Доверия». — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2000. — 177 с.
- Практика телефонного консультирования / Моховиков А. Н.. — М.: Смысл, 2004. — 464 с.
Ссылки
- Список телефонов на сайте РАТЭПП
- Список телефонов доверия России на сайте «Телефоны доверия и горячие линии»
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |