Антрепренёр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Театральный продюсер»)

Антрепренёр (фр. entrepreneur — предприниматель) — администратор или бизнесмен в ряде видов развлекательного искусства, содержатель либо арендатор частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. п.) — антрепризы. В Англии антрепренёры именуются менеджерами, в Италии — импресарио, в США — продюсерами.

Антрепренёры в истории

Антрепренёры существуют с момента возникновения профессиональных трупп.

Известные антрепренёры России — С. П. Дягилев, В. Г. Воскресенский, М. В. Лентовский, П. М. Медведев, Н. И. Собольщиков-Самарин, В. М. Воронков, К. С. Винтер [1], А. И. Сибиряков.

Антрепренёры в литературе

Из литературных персонажей-антрепренёров весьма известен директор кукольного театра Карабас-Барабас из сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935). Имя этого персонажа стало нарицательным. Иногда менеджеров, продюсеров[2][3], антрепренёров (реже режиссёров[4]) называют «Карабасами-Барабасами»[5][6].

Примечания

  1. Указатель имён: В. Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 2 февраля 2019 года.
  2. За что продюсеры гасят своих звезд?. Известия № ???. — «где продюсеру достаётся роль Карабаса-Барабаса, а окрепшая звезда ведёт себя как взбунтовавшийся Буратино». Архивировано 14 февраля 2012 года.
  3. Адвокат Павел Астахов: Отечественный шоу-бизнес в агонии!. Комсомольская правда № ???. — «а продюсер кто такой? Это Карабас Барабас». Дата обращения: 28 мая 2009. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  4. Театр Карабаса Барабаса. Российская газета № 3343 (12 ноября 2003). — «где режиссёр похож на оголтелого и не знающего границ Карабаса Барабаса». Дата обращения: 3 мая 2020. Архивировано 13 июня 2018 года.
  5. Сергеей Соловьев. Эмблема печали. Сергей Соловьёв о кинематографических дебютах на фестивале «Дух огня». Российская газета № 4300 (21 февраля 2007). — «А то, что у нас зачастую делается, — это имитация продюсерства. Коммерческое посредничество. Способ делать на кино деньги. И тогда зачем им ВГИК, к чему разговоры про Виго и Эйзенштейна? Честнее открыть факультет имени Карабаса-Барабаса при финансовом институте и учить там, как трясти дуру Мальвиночку головой вниз, чтобы у неё монетки изо рта выпадали». Дата обращения: ???. Архивировано 15 апреля 2021 года.
  6. Абизяева И. Аллилуйя по-Турецки. Знаменитый хор «взял зал» во Владивостоке. «Российская газета-Неделя» — Приморский край. № 4496 (19 октября 2007). — «Михаил Турецкий: Я — Карабас-Барабас и руковожу „куклами“». Дата обращения: 26 октября 2009. Архивировано 3 декабря 2008 года.

Ссылки