Тверская областная картинная галерея

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тверская областная картинная галерея
Дата основания 1866
Реорганизован 1937
Адрес 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Директор Куюкина Татьяна Савватеевна
Сайт gallery.tverreg.ru

Тверская областная картинная галерея — художественный музей в Твери.

История

В 1866 году в Твери по инициативе губернатора П. Р. Багратиона, краеведа Н. И. Рубцова, поэта-декабриста Ф. Н. Глинки, городского головы А. Ф. Головинского был создан один из первых в Российской провинции публичный «музеум», задуманный как историко-археологический и промышленный. Но уже в первой экспозиции, открытой 9 августа 1866 года в присутствии Цесаревича Александра Александровича и Великого князя Владимира Александровича, были произведения искусства — портреты адмирала Корнилова, гравёра Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Эти четыре работы, включённые тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей художественной коллекции.

С 1896 г. (с перерывом в 1936–1961 гг.) музей располагается в здании Тверского императорского дворца, памятника архитектуры XVIII–XIX вв. (архитекторы П. Р. Никитин, М. Ф. Казаков, К. И. Росси, А. И. Резанов).

В дореволюционные годы музей пополнялся художественными памятниками довольно случайно и хаотично. Преобладали предметы декоративно-прикладного и церковного искусства. Впрочем, ряд приобретений той поры по сей день занимает в коллекции заметное место: два деревянных раскрашенных рельефа конца XVIII — начала XIX вв. «Крестьянская свадьба» (поступили из частного собрания в 1883 году), икона XVII в. «Михаил и Арсений Тверские с тверским кремлем и Преображением» (дар П. И. Щукина в 1893 году), картины П. С. Дрождина, Г. В. Сороки и А. В. Тыранова, «Цеховые знаки» — уникальные образцы жанровой живописи XVIII века (переданы Тверской ремесленной управой в 1904 году).

С 1917 года в музей начали поступать предметы из множества национализированных усадеб Тверской губернии, составившие реальное ядро коллекции классического искусства. Большие фамильные портретные собрания находились в имениях Знаменское-Раёк, Таложня и Прямухино Новоторжского уезда, Панафидино Старицкого уезда, Сахарово Тверского уезда и многих других. В отдельных усадьбах сложились интересные тематические коллекции (например, в имении князя А. А. Ширинского-Шихматова Островки в Вышневолоцком уезде сложилось собрание живописных и графических произведений, посвящённых теме охоты). Самое значительное по количеству и качеству собрание находилось в имении князей Куракиных Волосово (Степановское) в Зубцовском уезде. Только коллекция живописи насчитывала более 500 произведений и включала работы старых европейских мастеров: французских, голландских, итальянских, английских; галерею портретов царей и императоров из династии Дома Романовых; галерею портретов многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе и кисти таких известных художников, как И. Я. Вишняков, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; многочисленные пейзажи с изображением княжеских имений в различных губерниях России; картины и портреты, написанные князем А. Б. Куракиным 2-м — талантливым художником-дилетантом. Не менее интересными были собрания русской и западноевропейской графики и гравюры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Залы волосовского дворца украшала высокохудожественная мебель русской и французской работы, уникальные осветительные приборы елизаветинских, екатерининских, павловских времен.

Заметное влияние на характер собрания оказали две частные коллекции: М. М. Грачёва и А. П. Катковой, принесённая в дар в 1922 году (несколько десятков произведений живописи и графики русских мастеров, в основном XIX в., в т.ч. И. К. Айвазовского, А. В. Тыранова, М. Н. Воробьёва, братьев Чернецовых, Г. И. Семирадского), и певца Русской частной оперы Г. П. Маликова, собиравшего работы русских художников конца XIX — начала XX вв. Последняя перемещалась в галерею постепенно: в 1930—1950-е гг. картины приобретались у самого певца, позднее — у его наследников. Среди вещей, входивших в неё, такие шедевры, как «Лесистый берег» И. И. Левитана и «Купальня в парке» С. Ю. Жуковского, четыре живописных произведения В. И. Сурикова (из пяти имеющихся в галерее), работы В. Е. Маковского, И. Е. Репина, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, Н. П. Крымова, И. Э. Грабаря и др. (всего более 40 экспонатов). Почти все они являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции, представляют собрание галереи на крупнейших российских и зарубежных выставках, публикуются в альбомах, каталогах, на календарях и открытках.

В 1929 г. собрание было преобразовано в Картинную галерею Краеведческого музея, в 1937 г. получило статус самостоятельного музея под названием «Калининская областная картинная галерея». С этого момента началось последовательное комплектование работ художников XX века (прежде всего представителей официального советского искусства). Непосредственно из мастерских приобретались работы А. А. Дейнеки, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и других известных художников.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации города, Императорский дворец подвергся значительным разрушениям. Художественные коллекции галереи, располагавшиеся в здании церкви Вознесения, пострадали, а частично были расхищены. Вскоре после освобождения города работы по подготовке выставок, изучению и комплектованию собрания были возобновлены. В 1942 году были приобретены несколько этюдов В. Д. Поленова и пейзаж А. В. Гине «Лунная ночь», в 1943 — начале 1945 года поступили работы И. Е. Репина, В. М. Васнецова, П. П. Трубецкого, К. Ф. Богаевского, Б. Д. Григорьева, С. Ю. Судейкина и многих других мастеров. Поразительным и даже фантастическим кажется факт приобретения работ русских художников-эмигрантов (Григорьев, Судейкин), объявленных официальным советским искусствоведением «представителями реакционного буржуазного искусства».

В послевоенные годы, вплоть до начала Перестройки, комплектование галереи шло очень упорядоченно и размеренно. От Комитета по делам искусств при СМ СССР, от Министерства Культуры, из частных собраний Калинина, Москвы и Ленинграда регулярно поступали произведения русского и западноевропейского классического искусства, произведения известных советских мастеров. На данном этапе характерно повышенное внимание к творчеству художников, связанных с тверской землёй, причем не только «местных». Благодаря этому сформировалась коллекция работ художников «Академической дачи», вновь открывшейся в 1948 году; значительно пополнились «Домоткановское» (Валентин Серов и его окружение по усадьбе Домотканово) и «Удомельское» (художники, работавшие на даче «Чайка» В. К. Бялыницкого-Бируля) собрания. Экспедиционная деятельность в 1960—1970-е годы позволила значительно расширить отдел древнерусского искусства.

С 1990 галерея носит современное название. В последнее десятилетие ХХ в. из-за аварийного состояния дворца экспозиция постоянно сокращалась, тем не менее собрание продолжало расти. Несмотря на трудности, именно в эти годы фонды пополнились двумя работами «домоткановского» периода В. Серова, целой коллекцией живописных и графических произведений Ю. А. Васнецова; была разыскана и приобретена картина Г. В. Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», считавшаяся пропавшей с 1917 года. Произведения, переданные в дар галерее в данный период, исчисляются тысячами. Всё это позволило не только значительно пополнить существующие разделы коллекции, но и начать формировать новые, например, раздел «актуального» искусства (В. Наседкин, В. Лукка, Т. Новиков, О. и А. Флоренские и др.).

Коллекция

Тверская областная картинная галерея. Зал советской живописи, на переднем плане «Первый снег» А. Пластова

Художественное собрание галереи насчитывает около 32 000 экспонатов: коллекции культового («древнерусского») искусства XIV—XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII—XX вв., западноевропейского искусства XV—XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.

В разделе древнерусского искусства — иконы Тверской школы XIV—XVI вв., уникальные тверские фрески XV—XVI вв., Царские врата и деревянная скульптура, медная пластика, работы С. Ушакова и других известных иконописцев.

В собрании русского искусства XVIII—XX вв. — одна из лучших в России коллекций портрета, аллегорическая и религиозная живопись XVIII в., работы А. Венецианова и художников его школы (Г. Сорока, Н. Крылов, А. Тыранов и др.), пейзажная живопись рубежа XIX—XX вв. (К. Коровин, А. Рылов, А. Степанов, А. Пластов, в частности в собрании музея находится его известная картина «Первый снег»), произведения В. А. Серова и художников из его окружения по имению Домотканово (М. А. Врубель, Н. Симонович-Ефимова, И. Ефимов, В. Дервиз, В. Фаворский), станковая и монументальная скульптура XX в. (Н. Андреев, В. Мухина, С. Конёнков, Б. Королёв, И. Шадр, И. Фрих-Хар, А. Зеленский, Э. Неизвестный, О. Комов и др.).

В коллекции западноевропейского искусства — произведения живописи, скульптуры, графики и гравюры итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и др. школ XVI—XX вв., в том числе, Л. Короны, А. Маньяско, С. де Брая, Н. Муйарта, А. Куапеля, Ф. Баттальоли, Ф. де Труа, К.-Ж. ВернеПейзаж на заходе солнца»), А. Говартса.

Разнообразен раздел декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс Европы, Востока, России, в том числе наиболее полная в стране (около 7000 ед. хр.) коллекция изделий завода Ауэрбаха-Кузнецова (ныне Конаковский фаянсовый завод); русская и европейская художественная мебель; художественное стекло, изделия из металла, ткани и т. д.

Филиалы

Литература

  • Биберин Владимир. У истоков коллекции: к 140-летию основания собрания Тверской областной картинной галереи // Вече Твери. — 2006. — 5 июля. — С. 6.

Ссылки