Тахунийская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тахунийская культура
неолит
Локализация Израиль
Датировка VIII-V тыс. до н.э.
Тип хозяйства земледелие, охота
Преемственность
Натуфийская культура
Ярмукская культура

Тасийская культура

Тахунийская культура — культура ближневосточного неолита и соответствующая ей каменная индустрия. Впервые характерная для этого периода каменная индустрия была найдена в 1928 году французским археологом Денис Бюзи (фр. Denis Buzy), давшим культуре название по месту раскопок — Вади-Тахун[англ.], расположенному недалеко от Вифлеема.

На протяжении значительного времени все культуры южного доисторического Леванта эпохи докерамического неолита объединялись под общим названием тахунийской культуры[1]; по мнению Ави Гофера[англ.], изменение в значении термина «тахунийский» с момента введения понятия и до 1980-х, и связанные с этим вопросы периодизации культур, демонстрируют хаос терминов и концепций в изучении ближневосточного неолита; Гофер описывает это как «тахунийский ларец Пандоры»[2].

Первоначально культура была определена, как поздняя мезолитическая, или прото-неолитическая, затем — как ранняя неолитическая, к тахунийской индустрии относили хиамскую культуру. Культура рассматривалась как пришедшая на смену мезолитической натуфийской культуре и сменившаяся керамической ярмукской культурой, а также культурами прибрежных областей и керамического неолита Иерихона. Термин «тахунийский» применялся для обозначения всего этого отрезка времени, который соответствует пяти периодам современной хронологии ASPRO. В разное время предлагались деление периода на два под-периода (Тахунийский I, Тахунийский II) и более, переопределение только одного и них как собственно тахунийского, введение термина «прото-тахунийский» для периода примерно соответствующего современному Докерамический неолит A. «Тахунийский период» может пониматься сужено, как относящийся к раннему периоду докерамического неолита B (8800-7600 до н. э. по хронологии ASPRO) в южном Леванте.

Артефакты, относимые к данной культуры находили в Иерихоне, на горе Кармель (Нахаль Орен[англ.]), в Иудейских горах (Вади-Тахун, Абу-Гош, Мотца[ивр.]), в пустыне Негев, в Заиорданье (Бейде). Культура была распространена в основном в горах центральной Палестины, распространившись впоследствии на юг и восток.

Эммануэль Анати отмечал, что хотя у всех культур докерамического неолита Палестины есть много общего, местные особенности не позволяют свести все эти индустрии к одной культуре. Так, индустрия Нахаль Орен ближе к классической тахунийской, чем индустрия докерамического неолита B Иерихона, но обе они сильно отличаются от тахунийской индустрии Иудейских гор и Негева, хотя именно находки в Иудейских горах дали название культуре и индустрии.[1]

Среди найденных инструментов присутствуют геометрические микролиты, свойственные для натуфийской культуры, но большинство инструментов получили новую форму. Лезвия серпов стали крупнее; увеличилось количество больших палок-копалок, резцов. В больших количествах находятся редкие для натуфийской культуры черешковые наконечники стрел. Обработанные поперечной ретушью резцы сильно схожи с позднемезолитическими орудия Центральной Европы.[3]

Расположенный в Иудейских горах Абу-Гош считается эталонным памятником тахунийской культуры. Жан Перро[фр.] обнаружил там остатки однокомнатных четырёхугольных домов с конической крышей; в расположенной в нескольких километрах Мотце была обнаружена сходная индустрия, в которой эта культура представлена лучше всего.[3]

В начале 7-го тысячелетия до н. э. в Иорданской долине появилась новая культура, сменившая культуры докерамического неолита A и полностью прервавшая шедшие от натуфийцев традиции. Лучше всего новая культура представлена в слоях докерамического неолита B Иерихона; она характеризовалась тахунийской каменной индустрией, жилищами прямоугольной формы с обмазанными глиной полами и стенами, часто крашенными красным. Святилища имели вид мегарона. Джеймс Мелларт предполагает, что данная культура распространялась с миграцией населения с севера.[4]

Основным занятием населения было земледелие в сочетании с охотой с луком и стрелами. Есть сведения об одомашнивании козы.

В период развитой тахунийской индустрии в Иудейских горах стали делать керамику. За время существования тахунийской культуры, в других регионах Палестины появились новые, возможно связанные с миграцией народов, типы материальной культуры с более развитыми традициями и умением изготавливать керамику. Вероятно, изготовление керамики поздними тахунийцами было перенято у соседних культур.[5]

Дольше всего тахунийская культура просуществовала в западной части Негева; в Вади-Шаллала, недалеко от Газы, были найдены типичные тахунийские кремнёвые орудия в поселениях, где население уже знало керамику. Поздняя тахунийская культура широко распространилась по пустыням юго-западной части «плодородного полумесяца», вплоть до Синая. Носители этой позднетахунийской культуры, возможно, первые в регионе наладили регулярные связи с населением южной Палестины и Египта (Тасийская культура). Более того, поздняя тахунийская индустрия и сама сходна с египетской тасийской культурой. Последние тахунийские орудия тасийской культуры в Египте, видимо, относятся к 5-му тысячелетию до н. э. и даже к началу 4-го.[6]

Возможно, движение тахунийцев к югу было связано с миграцией в Палестину с севера и востока людей ярмукской культуры, которые умели изготавливать высококачественную керамику и имели новый для региона обычай строить оседлые поселения. Однако вопрос о связи смены культур со сменой этнического состава населения является дискуссионным.[7]

По одной из версий, выдвинутой сторонниками весьма спорной гипотезы «бореального языка», прародиной тахунийцев была юго-восточная Малая Азия и они имели родственные связи с племенами свидерской культуры[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Анати, 2008, с. 225.
  2. Гофер, 1994, с. 5—13.
  3. 3,0 3,1 Анати, 2008, с. 225—226.
  4. Мелларт, 1982, с. 41—43.
  5. Анати, 2008, с. 226,238.
  6. Анати, 2008, с. 226—227.
  7. Анати, 2008, с. 228.
  8. Н. А. Николаева, В. А. Сафронов «Истоки славянской и евразийской мифологии». — М., «Белый волк», 1999.

Ссылки

Литература