Таубе, Фердинанд Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
барон Фердинанд Иванович Таубе
нем. Ferdinand Gideon Michael Freiherr von Taube
Имя при рождении барон Фердинанд Гидеон Михаэль фон Таубе
Место рождения Рутцау, Добленский уезд, Курляндская губерния, Российская империя
Род деятельности вице-директор Департамента железных дорог России
Отец Иоганн Георг фон Таубе
Мать Елизавета Шульц
Супруга Анна Луиза фон Бергман;
Елизавета Ивановна Вашутина
Дети 17 детей, в их числе Иван, Александр, Михаил, Сергей, Дмитрий
Награды и премии

Фердинанд Иванович Таубе (25 февраля 1805, Курляндская губерния20 марта 1870, Санкт-Петербургская губерния) — российский инженер-путеец, инженер-полковник, действительный статский советник.

Биография

В 1831 году окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения[1][2].

После окончания вуза строил набережные вдоль Невы у Царицына Луга (Марсово поле, в настоящее время не сохранилась) и на Васильевском острове. Под руководством своего старшего институтского товарища Егора Андреевича Адама работал над строительством участка набережной с большой гранитной пристанью и египетскими сфинксами перед зданием Академии художеств (проект архитектора К. Тона).

В 1836 году единственный из инженеров путей сообщения стал акционером строительства первой в России железной дороги общего пользования Санкт-Петербург — Царское Село[2]. В 1837 году, по рекомендации руководителя строительства Ф. А. Герстнера, инженер-капитану барону Ф. Таубе было предложена должность наблюдателя за ходом строительства дороги «от Путейского ведомства». С ноября 1838 года после ввода в эксплуатацию Царскосельской железной дороги он почти 11 лет являлся активным членом Правления дороги[2].

Один из авторов проекта строительства Николаевской железной дороги (Санкт-Петербург — Москва), автор проекта железной дороги Санкт-Петербург — Петергоф — Ораниенбаум — Красная Горка. В этот же период он одновременно профессор-адъюнкт математики в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. В 1847 году прекратил педагогическую деятельность, поскольку был назначен управляющим Царскосельской железной дорогой и состоял в этой должности до 1860 года.

Вместе с графом А. А. Бобринским создавал Департамент железных дорог России.

В 1838 году принял российское подданство. В 1842 году получил патент на российское дворянство, а в 1865 году — право на баронский титул.

Закончил свою карьеру инженер-полковником, действительным статским советником, исправляющим должность вице-директора Департамента железных дорог России[2].

Похоронен в «часовне Таубе» на лютеранском участке Казанского кладбища Царского Села[2].

Семья

Отец — Иоганн Георг фон Таубе (1750—1830), мать — Елизавета Шульц (1777—1848)[2].

Был дважды женат. Жена — Анна Луиза фон Бергман (1813—1847)[2];

  • 10 детей, в их числе Иван (1856—1922[3]), полковник гвардии; Александр[2].

Жена — Елизавета Ивановна (1827—1893), дочь генерала И. И. Вашутина[2];

  • 7 детей, в их числе:
    • Михаил (1855—1924), математик, философ, поэт, публицист;
    • Сергей (1877—1931), генерал-майор; расстрелян;
    • Дмитрий (1876—1933)[2], полковник лейб-гвардии 1-го Стрелкового полка, с 27 декабря 1917 года женат на Ольге Порфирьевне Грековой (1883—?), дочери генерал-майора[4].

Адреса

В Санкт-Петербурге — Английский проспект, д. 38 (родовое гнездо Таубе до 1925 г)[2].

В Царском Селе — загородный дом по ул. Стессельской[5].

Примечания

  1. Соколовский Е. 50-летие института и корпуса инженеров путей сообщения Архивная копия от 2 августа 2014 на Wayback Machine. — СПб., 1859. — С. 78.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Энциклопедия Царского Села.
  3. Скончался в Петрограде 12 апреля 1922 г., похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря ( ЦГА СПб. Ф.Р-6143.— Оп.2.— Д. 1194.— Л. 1—1об. Запись № 2217).
  4. Метрическая книга церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на 1917 год // ЦГИА СПб. Ф. 19.— Оп. 127.— Д. 3805.— Л. 174.
  5. т. н. «Вилла Таубе», дом не сохранился — ныне это незастроенный участок на ул. Красной Звезды у дома 13 (см.: Энциклопедия Царского Села).

Литература

  • Taube B. Slakten Taube, forut kallad Tuve. — Stockholm, 1939.
  • Taube A. Slakten Taube. Familjebok med attartal, portratter, biografiska notiser och ofversikt af Livlandska ordenslandernas historia. — Helsingborg, 1913.
  • Коренев Л. И. Настоящий инженер-путеец и его достойные потомки.
  • Гольянов А. Л., Закревская Г. П. Из истории железных дорог России Центральный музей железнодорожного транспорта России // Личный архив В. М. Федотова.

Ссылки