Татарская лошадь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Татарская порода лошадей (тат. Татар аты, татар токымлы атлар) — российская порода лошадей.

История

Татарские лошади были известны ещё в первом тысячелетии нашей эры. О них древние китайцы оставили в исторических источниках записи как о «небесных лошадях», согласно преданиям, эти лошади отличались от других лошадей того времени своей необычной мастью. Они были в основном солового цвета, белогривыми и белохвостыми. Такие цвета напоминали восход солнца при беге лошадей с горизонта навстречу очевидца[1].

В исторических источниках также отмечается выносливость татарских лошадей, способных непрерывно двигаться в течение 7-8 часов и преодолевать расстояние в 100-120 км. Сохранились записи о том, что древний татарский хан Багадур, чтобы жить в дружеских отношениях с соседними народами найманами, тунгусами и китайцами, любил дарить им своих лучших лошадей, способных преодолевать 1 тысячу ли (100-120 км) в день. Известно, что эти лошади обладали высокой плодовитостью, устойчивостью к жаре и холоду[1].

В Казанской губернии, в начале XX века, в каждом богатом татарско-крестьянском дворе было 1-2 головы татарских лошадей. Сохранилось историческое фото лошадей того времени. Однако после 1930 года и в послевоенный период в колхозах и совхозах было трудно найти чистокровных татарских лошадей, так как они скрещивались с другими, преимущественно русскими, породами[1].

Проблема возрождения татарских лошадей в Республике Татарстан в начале XXI века активно обсуждалось историками, коневодами и широкой общественностью. В связи с этим в Татарстане создается комиссия для изучения данного вопроса и решения проблемы возрождения татарской породы лошадей. Для решения поставленной проблемы в рамках данной работы проводятся экспедиционные исследования по поиску лошадей татарской породы. Такие лошади были найдены в отдельных районах Республики Татарстан, в Башкортостане, Северном Казахстане, Оренбургской, Алтайской и Челябинской областях. Так появилась первоначальная популяция татарских лошадей[1].

Работа по выведению современной породы была начата в 2005 году, а официальное утверждение породы произошло в 2018 году[2].

Благодаря работе ученых Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана под руководством Кабинета министров Республики Татарстан и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в 2018 году государственной комиссией по селекционным достижениям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации был выдан патент № 10037 (2019) на новую породу «Татарская лошадь»[3]. Комиссия проводит экспертизу хозяйственной полезности лошадей татарской породы в хозяйстве Фарида Набиуллина из Лениногорского района и Фаниса Бакирова из Алькеевского района Татарстана. После этого был составлен «акт» на разрешение использования лошадей татарской породы в качестве селекционного достижения[2].

Описание

Лошади татарской породы преимущественно имеют соловую масть (79 %), а часть животных (21 %) обладает буланой мастью. У некоторых лошадей (23 %) ещё имеется дополнительная окраска в виде отметин на голове, в основном в форме звезды различной конфигурации. У них рост невысокий, высота в холке у кобыл — 145,9 см, длина туловища 152,9 см. По живой массе они относятся к группе пород среднего телосложения (474,0 кг)[1].

По продуктивности лошади татарской породы относится к группе продуктивно-пользовательных пород, их можно использовать для выполнения транспортных работ, а также для получения молочной и мясной продукции[1].

Численность

Сегодня разведением лошадей татарской породы занимаются в Лениногорском, Алькеевском, Рыбно-Слободском, Высокогорском, Сабинском и Тюлячинском муниципальных районах Татарстана.

На 1 апреля 2019 года поголовье лошадей татарской породы в Татарстане составило 414 голов[4]. По состоянию на март 2020 года в Татарстане насчитывалось всего 646 голов татарской лошади, а на 1 февраля 2022 года — 875 голов[5].

Оригинаторами являются 3 хозяйства: ИП «Набиуллин Ф. М.» из Лениногорского района, КФХ «Бакиров Ф. Р.» из Алькеевского района и «Племрепродуктор им. С. Ш. Гиниятуллина» из Тюлячинского района Татарстана[6][5].

В культуре

В жизни всех тюркских народов, в том числе и татар, лошадь использовалась не только как средство передвижения, но и как источник пищи, ранее она активно использовалась и в военном деле. Отношение лошади с человеком прослеживается с древних времен. Образ лошади связан с древними верованиями, особенно это выражается в вере в тотемизм, в сверхъестественную связь человека с каким-либо предметом или явлением природы[7].

У тоболо-иртышских татар, как и у поволжских, встречаются песни о соловых конях. В татарской песенной поэзии лошади часто изображаются у воды, на высоких горах и в темном лесу. В татарской мифологии Тулпар — это сказочный крылатый конь, рождённый в пучине вод или у истоков океана. В это имя заложены смысловые понятия порыв, вал, шквал, буря, вдохновение, окрыление, возвышение. Акбузат — крылатый небесный конь. Они описываются как посредники между небом и землей, землей и подземным или подводным миром, центром и краем земли. Конь считался проводником души к месту назначения после смерти[7].

В Татарском народном фольклоре образ коня противопоставляется другим: добрые персонажи (богатыри) ездили на лошадях, в эпосе конь был другом, советником и помощником богатыря, в литературе кочевников - животным, отпугивающим злые силы, укрепляющим дух и здоровье, вестником скорби. Лошадь «Алпамыша» — верный товарищ батыра[8].

Лошади татарской породы снимались в историческом сериале «Зулейха открывает глаза»: главная героиня приехала в Кремль на татарской лошади[9].

С 2016 года[10] в скачках, которые ежегодно проходят в мае в Лениногорском районе, стала участвовать татарская порода лошадей[11]. В 2019 году прошёл первый чемпионат Татарстана по борьбе на конях — аударыш — национальный вид спорта[5][12].

21 сентября 2022 года в селе Новый Кырлай Арского района состоялся праздник «День лошади» («Ат көне») с участием татарских лошадей[13].

В литературе

Осенью 2019 года при поддержке министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ издана книга на татарском языке о лошадях татарской породы «Татар атлары»[5][14][15].

Татарские лошади упоминаются в произведениях русских писателей Александра Пушкина «Капитанская дочка», написанном в 1836 году, и Владимира Короленко «Марусина заимка», написанном в 1899 году[16].

Награды

Лошади татарской породы были представлены 8-10 октября 2019 года на Всероссийской выставке «Золотая осень-2019» (г. Москва) и награждены «Дипломом I степени» и «Золотой медалью»[17].

Интересные факты

В XVI веке большинство русских военных всадников ездили на выносливых татарских лошадях[18].

Московский князь Дмитрий Донской в своих военных походах использовал быстрых и легко передвигающихся татарских лошадей[19].

Известно, что в XVI веке на московских рынках казанские и астраханские татары продавали по 30-40 тысяч татарских лошадей в год. Татарских лошадей, которые круглый год пасутся на пастбищах, уподобляли тарпанам и сравнивали с шотландскими пони[20].

В начале XVII века французский военный инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан описывал татарских лошадей как выносливых, способных без остановки пробежать 20-30 миль[21].

Татарские лошади, использовавшиеся в походах Монгольской империи на балканские земли, местными жителями были описаны низкорослыми, сильными, выносливыми, легко передвигающимися в горах, преодолевающие большие расстояния без остановок[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Хаертдинов Р. А., Камалдинов И. Н., Закирова Г. М. Создание и использование селекционного достижения — татарская порода лошадей в Республике Татарстан. Казань.
  2. 2,0 2,1 Татарская лошадь официально зарегистрирована в качестве отдельной породы.
  3. Патент на селекционное достижение – татарская порода лошадей.
  4. Татарстанда татар токымлы атлар үрчетү өчен субсидияләр каралган.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 «Татарские лошади должны остаться, чтобы о них и через 1000 лет все знали».
  6. Златогривые татарские скакуны. Газета Республика Татарстан.
  7. 7,0 7,1 Л. Р. Сурметова. Ведущий персонаж песенной поэзии тоболо-иртышских татар.
  8. Р. X. Шаряфетдинов. Мифопоэтический образ коня как отражение культуры тюркских народов в современной татарской литературе.
  9. На приобретение и содержание лошадей породы Татарская можно получить субсидии.
  10. "На, бахбай!" яки Лениногорскта татар атлары ярышты.
  11. «Небесные кони» Татарстана: как и зачем возрождают национальную породу лошадей.
  12. Лошади татарской породы и забег на 120 км: в Татарстане состоялись конноспортивные соревнования.
  13. В селе Новый Кырлай прошёл праздник День Коня: привезли порядка 150 лошадей из 11 регионов страны.
  14. В Татарстане увидела свет книга о татарской породе лошадей.
  15. Презентация книги «Татар атлары».
  16. Цитаты из русской классики со словосочетанием «татарские лошади».
  17. Порода лошадей «Татарская».
  18. В. В. Пенской. Военное дело Московского государства. От Василия Темного до Михаила Романова. Вторая половина XV – начало XVII в. / В. В. Пенской — «Центрполиграф», 2018. 188 с. С. 13
  19. А. Е. Герасимов. Лошади. «ВЕЧЕ». 2000. 124 с.
  20. Паншин А. В. История города Екатеринослава. Книга первая. Монастырское урочище / А. В. Паншин — «Издание книг ком», 2016. ISBN 978-5-91775-286-0
  21. А. В. Тюрин. Как создавалась Россия. Русский фронтир. Изд. Питер. 2012. 384 с. ISBN:978-5-459-01655-0
  22. В. Г. Ян. К «последнему морю». 1955. 298 с. ISBN:978-5-08-005233-0

Литература

  • Р. Н. Безертинов Китай и кочевой мир / Р. Н. Безертинов. — Казань: Изд. «Слово», 2011 — 208 с.
  • С. М. Буденный Книга о лошади / С. М. Буденный [и др.] — М.: Изд. «Госсельхозиздат», 1959. — т. III.
  • Инструция по бонитировке лошадей местных пород. — М.: МСХ РФ, 2003. — 30 с.
  • Н. Мулладжанов. Татарские кони / Н. Мулладжанов // Звезда Поволжья. — 2010. — С. 38.
  • Кармышева Б. X. К вопросу о культовом значении конных игр в Средней Азии // Прошлое Средней Азии: археология, нумизматика и эпиграфика, этнография. — Душанбе: Дониш, 1987. — 272 с.
  • Беленицкий А. М. Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и евразийских степей в древности и раннем средневековье // Ранние кочевники: краткие сообщения КСИА. Вып. 154.-М.: Наука, 1978.

Ссылки