Тасси, Агостино

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Агостино Тасси
итал. Agostino Tassi
Имя при рождении Агостино Бонамичи (итал. Agostino Buonamici)
Дата рождения 1578/1580
Место рождения Перуджа (Италия)
Дата смерти 1644(1644)
Место смерти Рим (Италия)
Страна Италия
Жанр Пейзаж, Марина

Агостино Тасси (итал. Agostino Tassi, настоящее имя — Агостино Бонамичи (итал. Agostino Buonamici); 1578/1580, Перуджа — 1644, Рим) — итальянский художник-пейзажист и маринист эпохи раннего барокко, в наши дни наиболее известен как насильник Артемизии Джентилески.

Происхождение

Поскольку Агостино Тасси стремился попасть в знатные круги, то он изменил детали своей ранней жизни. Хотя он родился в Перудже, но утверждал, что родился в Риме. Его настоящая фамилия была Бонамичи, но Агостино взял фамилию Тасси, чтобы дать подтверждение своей истории о том, что он был усыновлён маркизом Тасси. На самом же деле он был сыном скорняка по имени Доменико.

Карьера

Тасси, возможно, какое-то время работал в Ливорно, а также во Флоренции. Одним из его последователей или учеников в Ливорно был, как думают, Пьетро Чаффери.[1] Считается, что во время своего пребывания во Флоренции, он отбывал наказание в качестве раба на каторжных галерах великого герцога за некое неуказанное преступление.[2] Однако ему было разрешено свободно перемещаться по кораблю, а не грести. И что ещё более важно, он мог рисовать и писать красками, находясь на галере, а также был снабжён достаточным количеством материалов для выполнения морских пейзажей и изображений портов, кораблей и сцен рыбной ловли.

Касательно художественного образования предполагается, что Агостино Тасси был учеником Пауля Бриля, от которого он перенял некоторые из своих морских образов. Позднее, в Риме, получив заказ от Папы Павла V, работал вместе с Орацио Джентилески, который, в свою очередь, был ответственен за написание фигур.

Заслужив репутацию специалиста в искусстве перспективы и хорошего художника в области иллюзорного архитектурного декора, Тасси работал над росписью нескольких римских дворцов, включая Квиринальский дворец, Палаццо Роспильози и Палаццо Памфили.

В период работы в Риме Агостино Тасси также некоторое время был наставником французского живописца Клода Лоррена.[3] Тасси нанял Лоррена, чтобы тот размалывал пигменты для красок и выполнял всю домашнюю работу.

Хотя Агостино Тасси более известен как художник-фрескист, но он также написал несколько полотен, в том числе «Отплытие царицы Савской» (ок. 1610) и «Вшествие Таддео Барберини через Порта-дель-Пополо» (1632). Его изображения ночных сцен оказали определённое влияние на голландского художника Леонарда Брамера.[4]

Обвинение в изнасиловании

В 1612 году Агостино Тасси был признан виновным в изнасиловании Артемизии Джентилески, талантливой художницы и дочери Орацио Джентилески. Первоначально Тасси отрицал обвинение, заявив: «Никогда не имел я плотских отношений и не пытался иметь их с упомянутой Артемизией … Я никогда не был в доме Артемизии наедине с нею». Далее он утверждал, что посетил её дом, чтобы защитить её честь.[5] Он уже сталкивался с законом и ранее обвинялся в изнасиловании своей невестки и одной из его прежних жён. Его нынешняя жена некоторое время числилась пропавшей без вести, и считалось, что Тасси нанял бандитов, чтобы убить её.

В ходе последующего 7-месячного судебного разбирательства об изнасиловании было обнаружено, что Агостино Тасси планировал убить свою жену, совершил кровосмешение со своей невесткой и планировал украсть некоторые картины Орацио Джентилески. По итогу судебного процесса Тасси был заключён в тюрьму на два года. Позднее его приговор был аннулирован, и он был освобождён в 1613 году.[6] В дальнейшем, данный судебный процесс повлиял на развитие идей Артемизии Джентилески, что непосредственно отразилось на её творчестве (одним из наиболее частных сюжетов её картин была библейская легенда о Юдифи, обезглавливающей Олоферна).

В культуре

В фильме 1997 года «Артемизия», режиссёром которого является Аньес Мерле, с Валентиной Черви в главной роли, роль Агостино Тасси играет сербский актёр Мики Манойлович. Фильм, вопреки принятым историческим фактам,[7] изобразил отношения между Агостино Тасси и Артемизией Джентилески как взаимную страсть.

Галерея

Примечания

  1. Encyclopedia Treccani Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, entry on Ciafferi.
  2. Lapierre, Alexandra; Heron, Liz. Artemisia (англ.). — Grove Press  (англ.), 2017. — ISBN 9780802138576. Архивная копия от 12 июня 2018 на Wayback Machine
  3. Sgalbiero, Tatiana; minutes, 50. Claude Lorrain et l'esthétique classique: L’art du « paysage idéal », entre réel et imaginaire (фр.). — 50 Minutes, 2015. — ISBN 9782806261793. Архивная копия от 15 июня 2018 на Wayback Machine
  4. Liedtke, Walter A.; Plomp, Michiel; Rüger, Axel; N.Y.), Metropolitan Museum of Art (New York; Britain), National Gallery (Great. Vermeer and the Delft School (англ.). — Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999734. Архивная копия от 15 июня 2018 на Wayback Machine
  5. Artemisia: The Rape and the Trial Архивная копия от 22 мая 2019 на Wayback Machine Webwinds.com
  6. Agostino Tassi Архивная копия от 15 июня 2018 на Wayback Machine artuk.org
  7. Bal, Mieke. The Artemisia Files: Artemisia Gentileschi for Feminists and Other Thinking People (p195), University of Chicago Press, 2005 ISBN 978-0226035826.

Ссылки