Тарталья, Марино

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марино Тарталья

Марино Тарталья (хорв. Marino Tartaglia, род. 3 августа 1894 г. Загреб — ум. 21 апреля 1984 г. Загреб) — хорватский художник и педагог, профессор живописи.

Жизнь и творчество

Картина «Combing» Марино Тартальи (1924) на марке Югославии. 1969 г.
«Словенская девушка» Марино Тартальи на марке Югославии. 1973 г.

Школьное образование получил в Сплите. Живописью начинает всерьёз заниматься с 1907 года. В 1908—1912 годах учится в загребской Архитектурной школе ( Građevna stručna škola), среди преподавателей которой были талантливые художники — Иван Тишов, Отон Ивекович, Роберт Миханович и Бела Чикош-Сесия. В 1913 году художник поступает на обучение в римский Высший институт изящных искусств (Instituto Superiore di Belle Arti). Во время Первой мировой войны живёт в Италии — во Флоренции и в Риме. Некоторое время служит добровольцем на Салоникском фронте, затем возвращается во Флоренцию, где поддерживает творческие отношения с футуристами Карло Карра, Джорджо де Кирико, и другими.

После окончания Первой мировой войны художник возвращается на родину, живёт в Сплите в 1918—1921 годах, затем в Вене, Белграде и в Париже. В 1931 М.Тарталья приезжает в Загреб и начинает работать там при Академии изящных искусств. В Академии он в 1940 приступает к чтению лекций по теории живописи, в 1944 году получает место приглашённого профессора, в 1947 — действительного профессора Академии. В 1948 году М.Тарталья избирается действительным членом Хорватской академии наук и искусств. В 1964 году он удостаивается престижной хорватской премии Владимира Назора в области живописи. В 1975 году в загребском Павильоне художеств состоялась большая ретроспективная выставка его работ. Повторена она была в 2004 году в Сплите.

Ранние полотна М.Тартальи написаны им под влиянием творчества французских постимпрессионистов, в первую очередь П.Сезанна. Позднее он прошёл через увлечения футуризмом и кубизмом. В 1917 году он пишет серию автопортретов в экспрессионистской манере. Начиная с 1960-х годов художник работает почти исключительно как абстракционист.

Полотна М.Тартальи ныне можно увидеть в художественных музеях практически всех бывших республик Югославии — Хорватии, Сербии, Македонии, Словении. В 2011 году одна из картин М.Тартальи была изображена на почтовой марке Хорватии (в серии «Современные хорватские художники»).

Примечания

Литература

  • Igor Zidić: Marino Tartaglia (1894—1984), Moderna galerija, 2009., ISBN 978-953-559-483-3
  • Božo Bek, Mića Bašićević: Marino Tartaglia (katolog izložbe), Galerija suvremene umjetnosti Zagreb, 1967.
  • Željka Čorak, Tonko Maroević: Marino Tartaglia (katolog izložbe), Umjetnički paviljon, Zagreb, 1975.

Галерея