Перейти к содержанию

Тарнавский, Пётр Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Иванович Тарнавский
Петро Іванович Тарнавський
Пётр Иванович Тарнавский
Учёная степень кандидат богословия
Рождение 26 июня 1873(1873-06-26)
Звенигородский уезд
Смерть 2 сентября 1938(1938-09-02) (65 лет)
Киев
Отец Иван Тарнавский

Награды

Пётр Иванович Тарнавский (укр. Петро Іванович Тарнавський; 26 июня 1873, Звенигородский уезд — 2 сентября 1938, Киев) — украинский религиозный и общественный деятель. Епископ Украинской автокефальной православной церкви. В 1919 году был в составе инициативного Комитета мирян и священников украинского происхождения в Московской Патриархии РПЦ, с целью перевода молитв и текстов богослужения на современный украинский язык. 22 мая 1919 года в Никольском военном соборе в Киеве участвовал в первом богослужении обедни на украинском языке.

Биография

Родился в крестьянской семье в Звенигородском уезде Российской империи (ныне Украина). Его отец — звонарь церковного причта, сторож. Окончил Киевское духовное училище, Киевскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия[1].

До 1916 года был преподавателем в Киевской духовной академии, иерей Русской православной церкви Московской Патриархии. Работал в Киевской 8-й гимназии учителем Закона Божьего (христианской этики). Домовладелец — переулок Фёдоровский № 8 (г. Киев).

12-18 июня 1917 года становится делегатом Киевского епархиального украинского съезда, на котором был избран членом Киевской церковной епархиального совета от священников. В июне того же года избран в члены Комиссии для созыва Первого Всеукраинского съезда духовенства. С ноября того же года — член Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР), которая возглавила автокефальное движение на Украине и провела подготовку Всеукраинского православного церковного собора (ВПЦС). 6 декабря 1917 года принимал участие в заседании Организационного Комитета по делу созыва ВПЦС. 22 декабря 1917 года входил в состав делегации ВПЦР в Киевском митрополите РПЦ МП Владимира. В январе и июне-июле 1918 года участвовал в работе 1-й и 2-й сессий ВПЦС. Сотрудничал с Директорией УНР результатом чего стало 1 января 1919 года провозглашение закона о Автокефалии УПЦ.

С 1919 года — священник в селе Барышевка Полтавской губернии. С 17 апреля 1919 года — член ВПЦР нового состава. В том же году входит в состав инициативного Комитета мирян и священников украинского происхождения в Московской Патриархии РПЦ, с целью перевода молитв и текстов богослужения на современный украинский язык. 22 мая 1919 в Никольском военном соборе в Киеве участвовал в первом богослужении обедни на украинском языке. В июне-июле 1919 года на собрании 3-го Украинского православного прихода Софийского собора в Киеве избран настоятелем религиозной общины.

22-26 мая 1921 года — Делегат Украинского православного церковного собора на Киевщине, где был возведён в сан протоиерея. 5 мая 1922 года как участник ВПЦР — становится настоятелем Старокиевского прихода при храме святой Софии. Ездил по Киевщине для сплочения священников (Обухов, Борисполь и др.), «кулаков» (фермеров), Украинских монархистов вокруг развития самостоятельного украинского государства. 14-30 октября 1922 является делегатом (среди 472 делегатов) ВПЦР.

21 сентября 1923 года в Софийском соборе Киева рукоположен в сан епископа УАПЦ. Под давлением спецслужб ВЧК-ОГПУ-НКВД отошёл от служения в УАПЦ.

1924 год — Соучредитель Украинского Православного Церковного Братства "Деятельно-Христова Церковь" (ДХЦ) под руководством коммунистического режима. В том же году руководил основанной Богословской школой УАПЦ. В ДХЦ — заместитель председателя губернского Совета братства, которое проводило раскольническую линию в УАПЦ.

11 февраля 1924 года под давлением интриг спецслужб провозгласил обращение с вынужденной клеветой на предстоятеля УАПЦ Василия Липковского. В том же году становится настоятелем Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

С 1925 года — Председатель Совета братства ДХЦ. 11 февраля того же года по решению Высшего церковного суда исключён из состава УАПЦ. Потому выразил поддержку и признание позитивности атеистического фанатизма власти в харьковской газете «Коммунист» от 24 октября 1925 года. 28-30 декабря 1926 года участвовал в малых собраниях ВПЦР с целью присоединить ДХЦ к УАПЦ. В ноябре 1927 года раскаялся и вернулся в лоно УАПЦ.

В концлагерях

В начале 1930 года арестован по обвинению в привлечении украинских крестьян к идеям частной собственности и построении самостоятельной Украины, призывал к самостоятельности государства Украина без Москвы. В 1931 году под давлением государственной спецслужбы оставил служение в УАПЦ в обмен на освобождение из заключения. Работал архивариусом делопроизводства народного суда 2-го участка Кировского района (теперь «Печерский» район) г. Киева, секретарём «СудоЛиквидКому» Ленинского района (теперь «Старокиевский» район) г. Киев. Жил по улице Воровского № 8 кв. 36 (Киев). Был на богослужениях — на углу переулка Рыльский и Стрелецкой.

Летом 1936 года арестован по подозрению в «подпольном исповедании религии под прикрытием светской работы» (тайно молился); в «ведении антисоветской агитации среди верующих, используя проповеди против руководителей советской власти»; за «встречу А. Керенского с Союзом рабочих (эсерами) в 1917 году в Киеве, на которой выступал от имени духовенства»; «за связи с правительством С. Петлюры»; за «призывы образовывать самостоятельное государства Украина без оккупантов» и интервентов, за активную деятельность «в антисоветской националистической организации повстанческого подполья, с целью свержения советской власти», за связи с хоровой капеллой А. Кошица в США (в делах есть указания на «актина церковницю» Елизавету Кошиц и Анатолия Кошиц), за его контакты с архиепископом Поликарпом Сикорским (Польша), за связи с сыном Анатолием, за контакты с епископом Левицким — также за призывы «объединить всех украинцев и украинок для спасения христианской веры и национального государства от коммунистов» за переписку с родным братом Иваном в эмиграции во Франции, с украинской диаспорой в Чехословакии и Польше, где сообщал о гонениях на религию (свободу совести), за пересылку новостей о качестве жизни в СССР. Из него на допросах «выбили признание», что он в 1922 фактом принятия священства стал активным членом и руководителем контрреволюционной националистической организации подпольно повстанческой (архивные документы допросов забрызганы кровью) на каждом листе он подписался, что Василий Липковский и все священники являются «агентами украинской националистической антисоветской организации». Об уровне их квалификации в области юриспруденции и криминалистики может произвести впечатление протокол ареста и допроса, где в графе «особые приметы» Тарнавського П. ими записано одно слово — «священник».

Кроме того, коммунистический режим считал угрозой для себя его заботы о формировании на Украине национального государственного правительства, где стояли бы во главе украинского народа только — Украинцы. 13 мая 1938 «оперативной слежкой» НКВД-КГБ был признан как «священник профессионал». 30 апреля 1938 года был снова арестован для ссылки в советский концентрационный лагерь (по статьям 156, 54 пункта 8-11), содержался в Киевской тюрьме «Лукьянова». 29 августа того же года «особой тройкой» спецслужбы НКВД по Киевской области (отдел УГБ) вынесен тайный приговор без суда и соблюдения процессуальных норм убить священника.

2 сентября 1938 расстрелян.

На момент ареста был женат.

16 января 1989 года на основании статьи № 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «о дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий имевших место в период 1930—1940 гг., и в начале 1950-х» он реабилитирован как «жертва политических репрессий» (посмертно).

Примечания

Источники

Литература

Ссылки

  • Ігнатуша О. Тарнавський Петро (биография) (укр.)
  • Тарнавський Петро Довідник з історії України. В 3-х т. Київ, 1993—1999 (соавтор Роман Шуст — Профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой древней истории Украины и архивоведения Львовского университета) (укр.)
  • Энциклопедия истории Украины: Том 2: Г-Д / Редакционная коллегия: В. А. Смолій (председатель) и др. Национальная академия наук Украины. Институт истории Украины. http://history.org.ua/?termin=DKhC