Таптунов, Юрий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Таптунов Юрий Иванович
Дата рождения 4 октября 1940(1940-10-04)
Место рождения Кременчуг
Дата смерти 29 декабря 1978(1978-12-29) (38 лет)
Место смерти Тихий океан, АПЛ К-171
Принадлежность  СССР
Род войск военно-морской флот
Годы службы 19591978
Звание Капитан 2-го ранга ВМФ СССРкапитан 2-го ранга
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За безупречную службу» 2-й степени Медаль «За безупречную службу» 3-й степени
Знак «Командир подводной лодки»

Таптуно́в Юрий Ива́нович (4 октября 1940 года29 декабря 1978 года) — советский офицер-подводник, командир электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-171, участник трансокеанского перехода атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот. Герой Советского Союза (25.05.1976). Капитан 2-го ранга-инженер (4.02.1977)[1]. Трагически погиб при ликвидации аварии в реакторном отсеке подводной лодки.

Биография

Таптунов Ю. И. в курсантской форме

Юрий Иванович Таптунов родился 4 октября 1940 года в городе Кременчуг Полтавской области УССР в семье служащего. Украинец[2]. Окончил 10 классов школы № 4 города Кременчуга[3].

В Военно-Морском Флоте с июля 1959 года. Учился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского. После его окончания с октября 1965 года проходил службу на первых ракетных атомных подводных лодках Северного флота[4]: командиром группы первого дивизиона электромеханической боевой части (БЧ-5) АПЛ К-181, с июля 1966 — командир группы БЧ-5 141-го экипажа, с марта 1969 — командир группы БЧ-2 второго экипажа АПЛ К-170, с марта 1970 — командир группы БЧ-5 АПЛ К-395. С августа 1972 года командовал дивизионами БЧ-5 во втором экипаже АПЛ К-450 и в первом экипаже АПЛ К-475 (с января 1974 года)[1]. В 1965 году вступил в члены КПСС[2].

Подвиг

Осенью 1975 года группа атомных подводных лодок Северного флота готовилась к переходу на Тихоокеанский флот[4]. При смене флотов учитывалось желание офицеров. Командир БЧ-5 Ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-171» проекта 667Б 41-й дивизии подводных лодок Северного флота капитан 2 ранга Казаков по семейным обстоятельствам попросил оставить его на Северном флоте. В ноябре 1975 года на его должность был назначен капитан 3 ранга Таптунов, который готовил материальную часть лодки к походу[5].

Экипаж лодки в период с 15 января по 3 апреля 1976 года в составе группы атомных подводных лодок под общим командованием контр-адмирала В. К. Коробова совершил межфлотский переход с Северного на Тихоокеанский флот: через Атлантический океан, пролив Дрейка, в Тихий океан на Камчатку[2][4]. В период 80-суточного похода, под командованием командира капитана 1 ранга Э. Д. Ломова, «К-171» прошла 21754 мили, из них под водой — 21641. Ни один механизм атомохода не вышел из строя. Но были и аварийные ситуации. Когда лодка на глубине 150 метров подходила к проливу Дрейка, в турбинном отсеке на неотключаемом участке трубопровода забортной воды образовался «свищ» из-за внутренней коррозии металла. Командиром корабля Ломовым и командиром БЧ-5 Таптуновым был выбран вариант заделки «свища» без всплытия в надводное положение или под перископ. Лодка всплыла до глубины 40 метров и снизила скорость до 6-8 узлов. В отсеке сравняли давление с забортным и заделали отверстие. Экипаж подводной лодки «К-171» выполнил правительственное задание на оценку «отлично», в чём была и заслуга командира БЧ-5 Юрия Таптунова[3].

Капитан 3-го ранга Ю. И. Таптунов в этом переходе выполнял обязанности командира электромеханической боевой части (БЧ-5) РПКСН) «К-171» проекта 667Б (командир ПЛ капитан 1-го ранга Ломов Э. Д.)[4].

За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1976 года капитану 3-го ранга Таптунову Юрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11421). 4 февраля 1977 года Таптунову было присвоено звание капитан 2 ранга[2].

Гибель

Атомная подводная лодка «К-171»

После межфлотского перехода капитан 2-го ранга Таптунов Ю. И. продолжал службу командиром электромеханической боевой части подводной лодки «К-171» на Тихоокеанском флоте. 29 декабря 1978 года подводный крейсер, успешно выполнивший учебные стрельбы в надводном положении, на одном реакторе возвращался в базу. Подводная лодка находилась в подводном положении близ Камчатки. Во время профилактических работ на «отдыхающем» реакторе, по ошибке личного состава — на крышку реактора попала вода. Таптунов лично возглавил работы по выведению реактора на полную мощность, чтобы выпарить воду и провентилировать аппаратную выгородку. Вместе с капитаном 2 ранга-инженером Шаровым Анатолием Егоровичем, помощником начальника ЭМС по живучести[6] и старшиной команды, Таптунов он вошёл в аварийный реакторный отсек и приступил к ликвидации аварии на крышке реактора. Все трое погибли от запредельного температурного режима и удушения, но сумели ликвидировать аварию в реакторном отсеке[3].

Начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал Н. Г. Мормуль так оценивал действия Таптунова в сложившейся ситуации: «В результате не слишком грамотных действий специалистов реакторного отсека произошла переопрессовка ёмкости [подпиточная ёмкость питательной воды в аппаратной выгородке, непосредственно у крышки реактора]. Сварной шов лопнул, и на крышку реактора вылилась питательная вода. <…> Желая скрыть аварию и устранить её последствия до прихода в базу, командир БЧ-5 посоветовался с помощником флагманского инженер-механика дивизии. Способ скрыть аварию придумали такой: вывести неработающий борт на мощность и, разогрев установку, выпарить разлитую воду и провентилировать отсек. [Командиру лодки капитану 1 ранга Э. Ломову об этих действиях доклада не последовало, в документах данное решение не фиксировалось] <…> На определённой стадии разогрева реактора командир БЧ-5, помощник начальника электромеханической службы и старшина команды специалистов реакторного отсека зашли в помещение реактора, чтобы оценить обстановку, и задраились там штатным люком. Температура быстро поднималась, вода выпаривалась, давление в помещении поднималось и достигло такого значения, когда усилием трёх человек люк для выхода открыть было уже невозможно. Командир БЧ-5 запросил помощь.

Внешние изображения
Надгробный памятник на могиле Ю. И. Таптунова на Аллее Героев Колпинского кладбища.

Когда дверь вскрыли, все трое находились без признаков жизни. Самое непостижимое — в реакторном помещении предусмотрена вентиляция — отсечная и общекорабельная, эти клинкеты имеют ручные и дистанционные приводы. Почему Топтунов, и, тем более, старшина команды трюмных (специалист реакторного отсека!) не воспользовались приводами, чтобы сравнять давление? Доподлинно, увы, это известно только Богу»[5].

Юрий Иванович Таптунов похоронен на Аллее Героев Колпинского кладбища в городе Колпино[2].

Семья

Юрий Иванович Таптунов был женат. Его сын Дмитрий Юрьевич (род. 2 апреля 1972 года) пошёл по стопам отца и стал моряком. В 1987 году окончил Ленинградского нахимовского училища, капитана 2 ранга. После увольнения в запас работал главным редактором журнала «Гринда», ведущим специалистом ЗАО «НИИ Специальных проектов», членом редколлегии ежеквартального информационно-аналитического журнала Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз Машиностроителей России»[7].

Награды и звания

Внешние изображения
Мемориальная плита Ю. И. Таптунову на Алее Героев в Кременчуге.

Память

В Кременчуге на Алее Героев установлен мемориальная плита Ю. И. Таптунову[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Воробьев Е. Подводники — Герои Советского Союза. Таптунов Юрий Иванович. // Морской сборник. — 2007. — № 4. — С. 87.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Юрий Иванович Таптунов. Сайт «Герои страны».
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Герой мирного времени — кременчугский подводник Таптунов Ю. И.. Исторический сайт города Кременчуг. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 14 апреля 2015 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Сорокажердьев В. В. Они служили в Заполярье: Герои Советского Союза, Герои России 1949—2008. — Мурманск: Типография «Бенефис-О», 2009. — С. 122. — 160 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9900752-3-8. Архивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Мормуль Н. Г. Цена необдуманного решения - собственная жизнь // Катастрофы под водой (Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны). — Мурманск.: Элтеко, 2001. — 658 с.
  6. Выпускники СВВМИУ, погибшие в морских катастрофах. СВВМИУ.ру. Дата обращения: 20 мая 2015. Архивировано 24 февраля 2015 года.
  7. Таптунов Дмитрий Юрьевич (недоступная ссылка). Нахимовское военно-морское училище. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  8. Купцов А. Через три океана под водой // Рекламно-информационный еженедельник «БОСПОР Крым». — 25 ноября 2010  года. — № 47. Архивировано 23 сентября 2015 года.

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2. — С. 557.
  • Мормуль Н. Г. Цена необдуманного решения - собственная жизнь // Катастрофы под водой (Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны). — Мурманск.: Элтеко, 2001. — 658 с.
  • Сорокажердьев В. В. Они служили в Заполярье: Герои Советского Союза, Герои России 1949—2008. — Мурманск: Типография «Бенефис-О», 2009. — С. 122. — 160 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9900752-3-8. Архивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Лурье В. М., Полухина Т. В., Белова И. А., Власюк С. В., Воробьев Е. И., Старикова О. Г., Толстов Л. А. Военные моряки — Герои подводных глубин (1938—2005): Биогр. справ.. — М., 2006. — С. 296. — 368 с. — ISBN 5-86090-212-3.
  • Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского. Исторический очерк. — Л.: Типография ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского, 1990. — С. 345. — 407 с.
  • Урбан В. Подводная позиция за экватором // Военно-промышленный курьер : Газета. — 5 апреля 2006 года. — № 13 (129).

Ссылки