Танский, Тадеуш

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тадеуш Танский
польск. Tadeusz Tański
Род деятельности автоконструктор
Отец Чеслав Танский

Тадеуш Танский (польск. Tadeusz Tański 11 марта 1892, Янув-Подляски[1] — 23 марта 1941, концлагерь Аушвиц-Биркенау) — польский автомобильный конструктор, изобретатель, инженер-механик. Сын польского художника и конструктора Чеслава Танского .

Биография

Перед началом Первой мировой войны переехал в Париж, где учился машиностроению и специализировался на авиадвигателях в Высшей школе электричества. Во время войны спроектировал и построил ряд двигателей для различных военных самолетов, а также широко изучал бронемашины в компании Л. Бордонf. Позже также работал инженером компании «Armstrong Whitworth».

Бронеавтомобиль Ford FT-B (модель) конструкции Танского

В 1919 вернулся в Польшу и начал работать в Министерстве военных дел в Автомобильной секции. Во время советско-польской войны, в 1920 году построил первый польский броневик Ford FT-B, основанный на шасси знаменитого Ford-T. Было построено 16 машин этого типа.

После войны остался среди инженеров, работавших в польской промышленности вооружения, особенно компании «Centralne Warsztaty Samochodowe», куда его пригласил Казимеж Мегер. Там в 1922 году разрабатывал, а позже руководил производством CWS T-1, первого польского серийного автомобиля. Задержки, вызванные военным министерством, привели к тому, что автомобиль не был допущен к производству до 1928 года, а к 1931 году было произведено около 800 единиц, которые были закуплены в основном армией и администрацией (первый был приобретен президентом Игнацием Мосцицким). К концу тридцатых годов он оставался одним из самых известных польских конструкторов и проектировщиком многочисленных автомобилей, грузовиков и артиллерийских тягачей.

На протяжении двадцати лет ему было трудно найти работу, причиной тому был его эксцентричный характер и упрямство. В основном он жил за счет краткосрочных контрактов и выигрышей в конкурсах на разработку инженерных сооружений. Например, он участвовал в конкурсе двухцилиндровых двигателей рабочим объемом 750 см³ с воздушным охлаждением для привода генератора полевой радиостанции. Многие автомобильные компании со всего мира приняли участие в конкурсе, в том числе «Douglas». Танский разработал двигатель с одним типом болтов и гаек. Он завершил его за 24 часа до крайнего срока подачи заявок. Победа присуждалась тому, чей двигатель прослужит дольше всего с момента включения. Двигатель «Douglas» остановился через 400 часов, двигатель Танского остановился через 1000 часов.

Для жены он разработал устройство для автоматической обработки фотографий, а для друга усовершенствовал самолет, на котором позже научился управлять сам.

После польской оборонной войны 1939 и начала Второй мировой войны остался в оккупированной Германией Польши. 3 июля 1940 в разгар АБ-акции был арестован немцами и отправлен в концентрационный лагерь «Аушвиц». В лагере немцы сделали ему предложение о сотрудничестве, но Танский наотрез отказался. 23 марта 1941 года он был убит.

Память

Его именем названы комплексы техникумов и автошкол в Познани, Новы-Сонче, Слубице, Слупске и Старгарде.

Примечания

  1. По другим данным - родился в Москве, Российская империя

Ссылки