Танковый ленд-лиз в СССР
Поставки танков и другой бронетехники в СССР по ленд-лизу в годы Второй мировой войны были частью общей программы помощи США и других союзников по антигитлеровской коалиции.
История поставок
Первые танки ленд-лиза в СССР были поставлены 11 октября 1941 года северным конвоем PQ-1 через порт Архангельска. Руководство СССР обращалась к союзником с просьбой о поставке 500 танков в месяц. В Первый московский протокол, подписанный 29 сентября 1941 года и регулировавший планы поставок союзников, были включены обязательства союзников о поставке 4500 танков и 1800 лёгких бронированных машин. Кроме северных конвоев, поставки танков и бронетехники велись также через Иран по так называемому «Персидскому коридору» и дальневосточные порты СССР. Подготовка экипажей для использования техники ленд-лиза была организована на базе Казанской танковой школы. С расширением производства танков на имевшихся и эвакуированных из Украины советских заводах Урала и Сибири острота в необходимости поставок танков по ленд-лизу снизилась, что позволило руководству СССР по ходу войны отказаться от части заказов в пользу более актуальной номенклатуры — самолётов, вооружения для ВМФ, промышленного оборудования и материалов.
Номенклатура и размеры поставок
Суммарные цифры поставок разнятся в источниках. Известный американский энтузиаст бронетехники и автор исследований Стивен Залога в своих публикациях приводит следующие цифры поставок в СССР:
- танки — 6304 (США) и 4572 (Великобритания и Канада), всего 10 876
- бронетранспортёры — 6666
- самоходные артиллерийские установки — 1802
- ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) на базе танков — 115
- мостоукладчики на базе танков — 25.
Российский исследователь М. Б. Барятинский изучил данные приёмных комиссий Главного бронетанкового управления РККА (ГБТУ) и приводит следующие цифры:
- танки — 5872 (США) и 4523 (Великобритания и Канада), всего 10 395
- бронетранспортёры — 6242
- самоходные артиллерийские установки — 1802
- ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) на базе танков — 127.
Обязательства союзников: |
Поставлено из Великобритании и Канады |
Поставлено из США |
Всего поставлено | |
---|---|---|---|---|
1-й Протокол | 4500 | 2443 | 2254 | 4697 |
2-й Протокол | 10 000 | 2072 | 954 | 3026 |
3-й Протокол | 1000 | 1181 | 1901 | 3082 |
4-й Протокол | 2229 | 80 | 2076 | 2156 |
Всего | 17 729 | 5776 | 7185 | 12 961 |
Танки
Модель | Изображение | Краткое описание | Год начала производства | Отправлено в СССР |
Принято в СССР | |
---|---|---|---|---|---|---|
Поставленные Великобританией и Канадой | ||||||
Mk.II «Матильда» | Боевая масса — 26,95 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение: 2-фунтовая (40-мм) пушка или 76-мм гаубица, пулемёт 7,92-мм BESA или 7,92-мм Vickers, зенитный пулемёт 7,7-мм Bren. Боекомплект: 92 выстрела, 3150 патронов 7,92-мм, 2800 патронов 7,7-мм. Двигатель: 2 дизельных двигателя — 2×87 л. с. Запас хода по шоссе: 257 км |
1939 | 1084 | 916 | ||
Mk.III «Валентайн» | Боевая масса — 15,75 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение: 2-фунтовая (40-мм) или 6-фунтовая пушка, пулемёт 7,92-мм BESA, зенитный пулемёт 7,7-мм Bren. Боекомплект: 60 выстрелов, 3150 патронов 7,92-мм, 600 патронов 7,7-мм. Двигатель: дизельный GMC 6004 — 138 л. с. Запас хода по шоссе: 150 км |
1940 | 3782 | 3332 | ||
Mk.IV «Черчилль» | Боевая масса — 37,9 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: 6-фунтовая пушка, 2 пулемёта 7,92-мм BESA, зенитный пулемёт 7,7-мм Bren. Боекомплект: 84 выстрела. Двигатель: 12‑цилиндровый двигатель «Бедфорд» Twin-Six — 350 л. с. Запас хода по шоссе: 250 км |
1941 | 344 | 253 | ||
Mk.VII «Тетрарх» | Боевая масса — 7,62 т. Экипаж — 3 чел. Вооружение: 2-фунтовая (40-мм) пушка, пулемёт 7,92-мм BESA. Боекомплект: 50 выстрелов. Двигатель: 12‑цилиндровый двигатель «Meadows MAT» — 165 л. с. Запас хода по шоссе: 224 км |
1940 | 20 | 20 | ||
Mk.VIII «Кромвель» | Боевая масса — 27,97 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: 6-фунтовая пушка, 2 пулемёта 7,92-мм BESA, зенитный пулемёт 7,7-мм Bren. Боекомплект: 75 выстрелов. Двигатель: 12‑цилиндровый двигатель Rolls-Royce «Meteor» — 600 л. с. Запас хода по шоссе: 278 км |
1943 | 6 | 6 | ||
Поставленные США | ||||||
M3 «Ли» | Боевая масса — 27,9 т. Экипаж — 6-7 чел. Вооружение: 75-мм пушка M2 или M3, 37-мм пушка M3, 4 пулемёта 7,62-мм Браунинг M1919. Боекомплект: 50 выстрелов 75-мм, 178 выстрелов 37-мм, 9200 патронов 7,62-мм. Двигатель: 9-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель «Континенталь» R-975EC-2, 340 л. с. Запас хода по шоссе: 193 км |
1941 | 1386 | 976 | ||
М3 «Стюарт» | Боевая масса — 12,7 т. Экипаж — 4 чел. Вооружение: 37-мм пушка M3, 5 пулемётов 7,62-мм Браунинг M1919. Боекомплект: 103 выстрела 37-мм, 6250 патронов 7,62-мм. Двигатель: 7-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель «Континенталь» W-670-9A, 250 л. с. Запас хода по шоссе: 113 км |
1941 | 1232 | |||
M4 «Шерман» | Боевая масса — 30,3 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: 75-мм пушка M3, 1 пулемёт 12,7-мм M2HB, 2 пулемёта 7,62-мм M1919A4. Боекомплект: 97 выстрелов, 300 патронов 12,7-мм, 3600 патронов 7,62-мм. Двигатель: дизельный двигатель GM 6046, 395 л. с. Запас хода по шоссе: 190 км |
1942 | 4102 | 3938 |
Бронетранспортёры
Модель | Изображение | Краткое описание | Год начала производства | Отправлено в СССР | Принято в СССР | |
---|---|---|---|---|---|---|
Поставленные Великобританией и Канадой | ||||||
Mk.I «Универсал» | Боевая масса — 3,8 т. Экипаж — 1-3 чел. Десант — 4-5 чел. Вооружение: 1-2 пулемёта 7,7-мм «Брен» и/или ПТР 13,9-мм «Boys». Двигатель: двигатель Ford GAE, 85 л. с. Запас хода по шоссе: 180 км. |
1936 | 2008 | |||
Поставленные США | ||||||
M3 «Скаут» | Боевая масса — 5,62 т. Экипаж — 1 чел. Десант — 5-7 чел. Вооружение: пулемёт 12,7-мм M2HB, 1—2 пулемёта 7,62-мм M1919A4. Двигатель: двигатель Hercules JXD, 110 л. с. Запас хода по шоссе: 400 км. |
1941 | 3340 | 3034 | ||
М2 | Боевая масса — 8,98 т. Экипаж — 2 чел. Десант — 8 чел. Вооружение: пулемёт 12,7-мм M2HB, 1-2 пулемёта 7,62-мм M1919A4. Двигатель: карбюраторный двигатель White 160AX, 147 л. с. Запас хода по шоссе: 321 км. |
1941 | 342 | |||
M3 | Боевая масса — 9,06 т. Экипаж — 3 чел. Десант — 10 чел. Вооружение: пулемёт 12,7-мм M2HB, пулемёт 7,62-мм M1919A4. Двигатель: карбюраторный двигатель International RED-450-B, 141 л. с. Запас хода по шоссе: 320 км. |
1942 | M3 — 2; M5 — 401; M9 — 413 |
Самоходные артиллерийские и зенитные установки
Модель | Изображение | Краткое описание | Год начала производства | Отправлено в СССР | Принято в СССР | |
---|---|---|---|---|---|---|
Поставленные США | ||||||
M10 | Боевая масса — 29,5 т. Экипаж — 5 человек. Вооружение: 76,2-мм пушка M7, 12,7-мм пулемёт M2HB. Боекомплект: 54 выстрела, 300 патронов 12,7-мм. Двигатель: дизельный двигатель GM 6046 — 375 л. с. Запас хода по шоссе: 320 км |
1942 | 52 | 52 | ||
СУ-57 (Т-48) | Боевая масса — 8,62 т. Экипаж — 5 человек. Вооружение: 6-фунтовая (57-мм) пушка M1. Боекомплект: 99 выстрелов. Двигатель: 6-цилиндровый карбюраторный — 147 л. с. Запас хода по шоссе: 320 км |
1942 | 650 | 650 | ||
M15 | Боевая масса — 10 т. Экипаж — 6 чел. Вооружение: 37-мм автоматическая зенитная пушка M1, 2 12,7-мм пулемёта M2HB. Боекомплект: 240 выстрелов, 3400 патронов 12,7-мм. Двигатель: 6-цилиндровый карбюраторный — 147 л. с. |
1942 | 100 | 100 | ||
M17 | Боевая масса — 8,61 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение: 4 12,7-мм пулемёта M2HB. Двигатель: 6-цилиндровый карбюраторный — 147 л. с. Запас хода по шоссе: 320 км |
1943 | 1000 | 1000 |
Примечания
Литература
- Бутенина Н. В. Ленд-лиз. Сделка века. — М.: Издательство Высшей Школы Экономики, 2004. — 312 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-7598-0239-6.
- Барятинский М. Б. Танки ленд-лиза в бою. — М.: Яуза, 2009. — 390 с. — ISBN 978-5-699-36244-8.
- Steven J. Zaloga. Soviet Lend-Lease Tanks of World War II. — Osprey Publishing, 2017. — 48 с. — ISBN 9781472818133.
- Steven J. Zaloga, Jim Kinnear. Soviet Tanks in Combat, 1941-1945. — Concord Publications, 1997. — 72 с. — ISBN 9789623616157.