Такая поздняя, такая тёплая осень

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Такая поздняя, такая тёплая осень
Жанр драма
Режиссёр Иван Миколайчук
Автор
сценария
Виталий Коротич
Иван Миколайчук
В главных
ролях
Пётр Михневич
Галина Сулима
Иван Миколайчук
Лесь Сердюк
Боб Цымба
Оператор Юрий Гармаш
Кинокомпания Киностудия им. А. Довженко
Длительность 88 мин.
Страна Флаг СССР
Год 1981
Ссылки
IMDb ID 0237799

«Такая поздняя, такая тёплая осень» (укр. Така пізня, така тепла осінь) — советский цветной художественный фильм актёра и режиссёра Ивана Миколайчука, снятый им по собственному сценарию, написанному совместно с Виталием Коротичем.

Как и первый фильм Миколайчука «Вавилон ХХ», входит в число 100 лучших фильмов в истории украинского кино. Роль Миколайчука в фильме (Григор Корчак) упоминается среди ролей актёра, за которые он был посмертно удостоен Республиканской премии имени Т. Г. Шевченко (1988).

Сюжет

Поздней осенью, уже по первому снегу, обедневший и овдовевший буковинский крестьянин Михайло Руснак покидает закарпатские земли и с маленькой дочкой Орысей едет в Канаду. Проходит много лет. Михайло, теперь Майкл Руснак, уже глубоким и почти ослепшим стариком решает посетить свою родину с экскурсией «Интуриста». Его дочери уже нет в живых, но с ним едет его взрослая внучка Орыся.

Пока канадскую делегацию встречают и размещают в гостинице, Орыся одна едет в родное село деда и знакомится с людьми. Она пытается объяснить, что в их эмигрантской жизни были свои трудности и что она сама ощущает себя украинкой, а не иностранкой. Между Орысей и Григором Корчаком возникает взаимная симпатия, хотя на сердце Григора претендует и другая девушка.

Сам Майкл Руснак тоже приезжает в село вместе со своим спутником Джексоном и обходит родные места. Сейчас тоже поздняя осень, и снова неожиданно выпадает снег. Во время новогоднего карнавала Григор в маске признаётся Орысе в любви. Она остаётся с ним, Майкл летит на самолёте обратно в Канаду.

В ролях

Отзывы

Фильм относят к направлению украинского поэтического кино: так, Виталий Юрченко включает «Осень» в число пяти картин, на материале которых, по его мнению, лучше всего проследить особенности данного направления (наряду с фильмами «Тени забытых предков», «Белая птица с чёрной отметиной», «Каменный крест» и «Захар Беркут»). Все эти фильмы, по словам критика, объединяют две вещи: Карпаты и Миколайчук[1].

Исполнительница главной женской роли в фильме Галина Сулима, снявшаяся в нём ещё будучи студенткой ВГИКа, вспоминала, что в картине «был фантастический актёрский состав» и «все восхищались Иваном Миколайчуком», однако «советское Госкино не соглашалось с нами: его руководство прислало на Киностудию Довженко 186 правок»: «Им не нравилось всё: любовь к своей земле, то, что героиня приезжает из Канады, влюбляется и остаётся в Украине. Они пугались философии в фильме». При этом режиссёр работал с актёрами особенным образом: «мы читали сценарий, разговаривали, но репетиций он не проводил. (...) Ему в фильме нужна была твоя личность, поэтому было очень много импровизации»[2].

Автор обзора фильма в журнале «Советский экран» Оксана Курган отмечает, что концепция фильма в целом виделась авторами как «рассказ о несостоявшейся для Майкла Руснака и Ориси родине, несостоявшемся счастье, несостоявшейся любви». При этом «развитием лирической линии, финалом её чуть-чуть изменили авторы картины драматургию — дали надежду на „хэппи энд“, — и драма идей свелась во многом к чему-то вроде очевидной мелодрамы»[3].

Примечания

  1. Віталій Юрченко. «Пропала грамота» (укр.) // Брюховецкая, Лариса «Поетичне кіно: заборонена школа». — Київ: «АртЕк», Редакція журналу «Кіно-Театр», 2001. — С. 145—147. — ISBN 966-505-068-0.
  2. «Они понимали, что Иван Миколайчук — гений, поэтому боялись его». Интервью с Галиной Сулимой об украинском поэтическом кино Архивная копия от 29 июля 2022 на Wayback Machine / Elle, 16 июня 2022.
  3. Оксана Курган. Два разных мира // Советский экран. 1982. № 16. — С. 6-7.

Ссылки