Тайны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тайны
фр. Secrets
Жанр мелодрама, экранизация
Режиссёр Пьер Бланшар
Автор
сценария
по пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне»
Оператор Кристиан Матра
Композитор Артюр Онеггер
Кинокомпания Pathé
Длительность 100 мин.
Страна Флаг Франции Франция
Год 1943
Ссылки
IMDb ID 0278023

«Тайны» (фр. Secrets) — французский фильм 1943 года режиссёра Пьера Бланшара, первая из всего двух его работ в кино как режиссёра, адаптированная экранизация пьесы И. С. Тургенева «Месяц в деревне».

Сюжет

В большом доме в сельской местности в Провансе, богатая семья - Пьер и его жена Мария-Тереза, принимают, как и каждое лето, своего друга Рене. Одновременно, для своего сына на время каникул репетитором нанимают студента Мишеля, у которого вскоре у завязывается роман с юной Клэр — приехавшей погостить крестницей Марии-Терезы. Мария-Тереза, хотя и состоит в тайной связи с Рене, также влюбляется в молодого студента…

В ролях

  • Пьер Бланшар — Рене
  • Мари Деа — Мария-Тереза
  • Карлетино — Питу, её сын
  • Жак Дюмениль — Пьер, её муж
  • Сьюзи Кэрриэр — Клэр, её крестница
  • Маргарит Морено — мадам Августина
  • Жильбер Жиль — Мишель
  • Мадлен Жофруа — Агата
  • Эжен Шевалье — Винсент
  • Макс Дальбан — монсеньор Амаду
  • Женевьева Морел — Магали

О фильме

Фильм снят во время оккупации Франции нацистами, при режиме Виши. Это режиссёрский дебют популярного актёра Пьера Бланшара — активного деятеля Движения Сопротивления во Франции. Для обхода цензуры пьеса Тургенева была адаптирована — действие перенесено в современную Францию и герои не русские, а французы:

Ещё в 1942 году Пьер Бланшар решил перейти к постановке фильма экранизации «Месяц в деревне», самой известной пьесы Тургенева, русского романиста и драматурга, в которой цензура не могла ни в чем его упрекнуть … эта адаптация с современными французскими персонажами, то есть одетыми по современной моде, но явно вне реального времени.

La France de Pétain et son cinéma / Jacques Siclier. - H. Veyrier, 1981. - 460 p. - page 341

Наряду с французскими кинематографистами в работе над фильмом приняли участие русские эмигранты: художник по костюмам — Юрий Анненков, а художником по декорациям вместе с Жан Пьером (Jean Perier) был Сергей Пименов (Serge Piménoff).[1] В этой связи стоит отметить, что помощник режиссёра — Роже Меркантон (Roger Mercanton) — муж сестры Владимира Познера.

Съёмки велись на натуре — в замке в регионе Арль, Прованс.[2] Рабочее название фильма было «Безумное лето» («Le fol été»), некоторое время Пьер Бланшар размышлял о сохранении первоначального названия фильма по названию пьесы — «Месяц в деревне», однако, назвал фильм «Secrets».

Премьера фильма состоялась во Франции 17 марта 1943 года.

Критика

Известный кинокритик Андре Базен к недостаткам фильма отнёс адаптационный сценарий — фрагментарность развития сюжета, заметив, что хотя литературная основа умело обработана, но «контрапунктическая» техника повествования ослабила драматическую силу истории, но в целом назвал фильм качественной работой:

Мы находим в режиссуре Пьера Бланшара и в общей непрерывности фильма качество науки об эллипсисе и ракурсе, гибкое соединение образов, сопровождаемое на этот раз неопределенно наивным и раздражающим качеством (мы специально думаем о пугающей наивности последних кадров, в которых мы видим, как душа Мишлин Пресл воссоединяется с душой Бланшара посреди картонного сада, утопающего в элегическом тумане). Декорации Пименова не всегда позволяют нам забыть о фиброцементе и штукатурке, из которых они сделаны. Музыкальная партитура Артура Онеггера не банальна, но несколько выразительна. Короче говоря, качественный фильм, который можно смотреть с удовольствием, но который занимает свое место в норме французского кинопроизводства с слишком заметным самодовольством!

French Cinema of the Occupation and Resistance: The Birth of a Critical Esthetic / André Bazin. - F. Ungar Publishing Company, 1981. - 166 p. - page 52-53

При этом критикой обращено внимание на своеобразное отступление от текста пьесы в финале фильма:

Оригинальность «Тайн» Бланшара (1942) двояка: во-первых, его верность оригинальной пьесе Тургенева означает, что нам предлагается сельская семейная хроника, не имевшая в то время эквивалента, снятая на натуре в старом провансальском особняке; во-вторых, последняя часть фильма занята длинным и буквально сюрреалистическим повествованием о сновидениях, в ходе которого Мари-Тереза (Деа) в весёлой иконоборческой манере разыгрывает все желания, которые ей приходится подавлять в реальной жизни. В результате пафосный и сдержанно моралистический финал не может восприниматься всерьез, а ангельская кротость Мари-Терезы, по—видимому, скрывает очень мощные силы.

Noël Burch, Geneviève Sellier — The Battle of the Sexes in French Cinema, 1930—1956. — Paris: Nathan, 1996. — page 158

Примечания

  1. French Cinema of the Occupation and Resistance: The Birth of a Critical Esthetic / André Bazin. — F. Ungar Publishing Company, 1981. — 166 p. — page 52-53
  2. La France de Pétain et son cinéma / Jacques Siclier. — H. Veyrier, 1981. — 460 p. — page 341

Источники