Таиса Савва

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Таиса Савва
Имя при рождении Таисия Александровна Савенко
Гражданство  СССР
Профессия актриса, певица
Театр Ленинградский Мюзик-Холл, Московский Мюзик-Холл

Таи́са Са́вва (настоящее имя — Таи́сия Алекса́ндровна Саве́нко; 1907—1973) — советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Участвовала в записи нескольких грампластинок, а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах.

Биография

Таисия Савенко выросла в музыкальной семье: её мать была пианисткой. Детство будущей артистки прошло в Николаеве, у неё были две сестры и брат. Все четверо поступили в Николаевский музыкальный техникум, где преподавала их мать, двое по классу рояля и двое по классу скрипки. Таисия успешно окончила техникум и должна была стать пианисткой, как и её мать. Однако в 1921 году мать умерла от холеры, и девочке пришлось взять на себя обязанности главной кормилицы семьи[1].

Таисия была очень спортивной девушкой и работала инструктором по лёгкой атлетике, гребле и плаванию. Времени на обстоятельные занятия музыкой совсем не оставалось, однако тяга к ней не ослабевала. Тогда Таисия заметила, что часто насвистывает различные, порой довольно сложные мелодии, и решила во что бы то ни стало развить в себе эту способность. Для этого ей пришлось овладеть азами как пения, так и игры на духовых инструментах, причём опытным путём она обнаружила, что игра на флейте очень близка по технике к художественному свисту. Однако были и отличия. Таисия добилась звучания, близкого одновременно к звуку флейты и колоратурному сопрано, а также к пению соловья и других певчих птиц[1].

Постепенно Таисии удалось расширить диапазон до двух с половиной октав, добиться чёткого стаккато, легато, чистоты интервалов. После этого ей стал подвластен огромный репертуар вокальной классики, причём в исполнении она сохраняла все особенности и нюансы произведения, написанного для голоса, обычно — для колоратурного сопрано: самые тонкие переходы, пиано, пианиссимо[1].

Творчество

В Мюзик-Холле

Пик популярности Таисии Савенко (взявшей сценический псевдоним Таиса Савва) пришёлся на начало 1930-х годов. Она выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли» (сейчас «Аврора»), принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла[1]. Так, в спектакле «Шестая часть мира» она исполняла роль птицы. Её концертмейстером в течение многих лет был Э. Д. Захаров. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист[1].

Согласно энциклопедии «В мире цирка и эстрады» (статья «Художественный свист»), Таиса Савва была самым популярным исполнителем 1930-х годов в своём жанре (хотя были и другие, энциклопедия называет Николая Хохлова и Агнессу Шур). Основу её репертуара составляла серьёзная академическая музыка: фантазия на темы оперы Джузеппе Верди «Риголетто», «Соловей» Алябьева. Некоторые номера были поставлены в сопровождении арфы (ария из оперы Доницетти «Любовный напиток») или флейты («Жёлтенькая птичка» Ипполитова-Иванова).

Критика

Драматург Самуил Алёшин вспоминал:

Она действительно виртуозно свистела и пользовалась заслуженной популярностью. В её репертуаре были и классика, и расхожие мелодии. Причем последние в её исполнении даже облагораживались.

Искусством Таисы Саввы восхищались певица Антонина Нежданова, профессор Александр Гольденвейзер, дирижёр Николай Голованов[1]. Критик Евгений Гершуни писал[1]:

Замечательное искусство художественного свиста, которым Таиса Савва владела в совершенстве, своими корнями уходило вглубь народного творчества и было подлинным украшением и гордостью нашей эстрады.

Личная жизнь

Таисия Савва была замужем за грузинским драматургом и киносценаристом Георгием Мдивани. По воспоминаниям Самуила Алёшина:

Стройная, красивая, высокая и моложавая, она явно, как говорят киношники, «не монтировалась» с Мдивани — он был сравнительно небольшого роста, с лохматой шевелюрой и неказистой внешностью. И неумеренно кипучий. Но в том-то и дело, что ни на её выступлениях, ни вообще рядом с женой его никогда видеть не приходилось.

Таиса Савва страдала астмой и скончалась в больнице в 1973 году. Прощание состоялось в зале Центрального Дома работников искусств в Москве.

Дискография

Наибольшую известность получил номер «Танго соловья» (1941), авторства московского композитора Юрия Богословского[2], в сопровождении концертного ансамбля Фердинанда Криша.

Также на грампластинках издавались следующие композиции в исполнении Таисы Саввы: интермеццо «Весёлые кузнечики» (1946), вальс «Незабудки голубые» (1946) — обе авторства Артура Полонского; «Я весел, как птица» Аркадия Островского.

Фильмография

В культуре

Сценарист и кинорежиссёр Ираклий Квирикадзе в своей книге «Пловец» (2010) описывает одного из героев:

У Сумбата Соломоновича появились деньги. Несколько раз мы, дети двора, видели его в ресторане летнего сада «Стела». Он взбирался на эстраду, одаривал оркестрантов, те играли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, а Сумбат Соломонович свистел в микрофон. «Танец с саблями» получался у него не хуже, чем у самой Таисии Саввы. Он знал весь репертуар мастерицы художественного свиста: «О, голубка моя», «Вишнёвый сад», «Лула, бай-бай»…

Архив

В РГАЛИ хранится архив Таиссы Саввы — 188 единиц за 1928—1953 годы (ф. 2320). Среди них есть письмо: «Т. А. Саввы. С припиской Г. Д. Мдивани. Крайние даты: 25 авг. 1948. Брик Лили Юрьевна, адресат. Катанян Василий Абгарович, адресат».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Гершуни, 1971.
  2. В 1964 году при очередном переиздании пластики была допущена ошибка, автором «Танго соловья» был указан более маститый композитор — Никита Богословский. После этого ошибка долгое время тиражировалось, пока фирма «Мелодия» не признала её.

Литература

  • Гершуни Е. П. Таиса Савва // Воображаемый концерт : Рассказы о мастерах советской эстрады. — Ленинград : Искусство, 1971. — С. 74-75. — 50 000 экз.

Ссылки