Тавчар, Иван

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Тавчар

Иван Тавчар. Портрет кисти Юрия Шубица (1885)

Иван Тавчар (словен. Ivan Tavčar; 28 августа 1851, Поляне-над-Шкофьо-Локо, Австрийская империя — 19 февраля 1923, Любляна, Королевство сербов, хорватов и словенцев) — словенский писатель, юрист и политик.

Биография

Иван Тавчар родился в бедной крестьянской семье Янеза и Нежи Тавчар (урождённой Перко) в крайнском селе Поляне в окрестностях Шкофья-Локи (тогдашняя Австрийская империя, нынешняя Словения). При этом никогда точно не было ясно, был ли Янез его настоящим отцом[1]. Это сомнительное происхождение оказало значительное влияние на дальнейшую личную жизнь и политические решения Тавчара[2].

Иван и Франья Тавчар

Тавчар посещал школу в своём родном селе, потом перешёл в школу в Любляне, откуда был исключён за плохое поведение. Некоторое время он проучился в средней школе в Ново-Место, а затем вернулся в Любляну. В 1871 году Тавчар поступил в Венский университет, где изучал право. Свою политическую карьеру он начал, работая в провинциальном собрании герцогства Крайна, где вместе с Иваном Хрибаром сформировал ядро радикальной группы словенских либералов. Тавчар стал одним из лидеров Национальной прогрессивной партии и долгое время занимал должность главного редактора партийного журнала «Словенский народ» (словен. Slovenski narod), сменив на этом посту Йосипа Юрчича[3]. С 1901 по 1907 год он был депутатом австрийского парламента . В 1911 году сменил Ивана Хрибара на посту мэра Любляны.

В 1887 году Тавчар женился на Франье Кошенини, впоследствии ставшей влиятельной фигурой в словенских женских ассоциациях того времени. Этот брак позволил ему попасть в высшее общество Любляны, благодаря чему в 1893 году он приобрёл себе имение Високо[2]. Супруги заняли центральное место в общественной жизни Любляны. Они оба принимали активное участие в деятельности множества организаций. Тавчар большое внимание уделял спорту, среди прочего, пропагандируя занятие велоспортом и лёгкой атлетикой. Он был одним из основоположников чешского движения «Сокол» в словенских землях.

Тавчар занимал пост мэра Любляны до 1921 года, когда он был вынужден оставить общественную деятельность из-за поставленного ему диагноза колоректального рака. Последние годы жизни он провёл в своем имении в Високо, где и был похоронен после своей смерти в 1923 году.

Политика

Иван Тавчар был одной из ключевых фигур в национально-либеральном политическом движении в словенских землях, возникшем в конце XIX века из движения младословенцев. После того, как в конце 1880-х годов словенское национальное движение разделилось на католическое и прогрессивное крыло, Тавчар стал одним из соучредителей Национальной партии Крайны, переименованной в 1905 году в Национальную прогрессивную партию. Он руководил ею вместе с Иваном Хрибаром до конца Первой мировой войны, когда она была переименована в Югославскую демократическую партию, а затем слилась с Государственной партией сербских, хорватских и словенских демократов. После 1918 года Тавчар стал твёрдым приверженцем идеи югославского унитаризма, то есть слияния словенцев, хорватов и сербов в единую югославскую нацию. Однако в последние годы своей жизни Тавчар не играл большой роли в национальной политике из-за ухудшения своего здоровья[4][5].

Известность Тавчару также принесла его полемика с католическим теоретиком Антоном Махничем. В 1884 году Махнич опубликовал сатирический рассказ Indija Koromandija, в котором высмеивал прогрессивные идеи Йосипа Стритара, которыми, в свою очередь, восхищался Тавчар. Последний ответил антиутопическим романом «4000», в котором он описал унылое и репрессивное общество, возникшее в результате реализации интегралистской политики Махнича.

Литературное творчество

Файл:Visoko pri Poljanah.jpg
Усадьба Високо-при-Полянах. На первом плане — памятник Ивану Тавчару

На литературное творчество Тавчара сильное влияние оказывала литература старшего поколения словенских националистических и либеральных авторов, известных как младословенцы (Mladoslovenci), в том числе Франа Левстика, Йосипа Юрчича, Йосипа Стритара и Янко Керсника. Однако Тавчар был одним из первых словенских писателей, кто полностью придерживался идей литературного реализма, отвергая постромантизм младословенцев.

Он начал писать в 17 лет в школьном журнале, достигнув стилистической зрелости в своём творчестве лишь в своих последних работах. Многие свои произведения он подписывал псевдонимом Эмиль Леон. В своих работах он часто изображал сельский быт своей родной Верхней Крайны, в котором он видел подлинную и здоровую альтернативу несколько деградировавшей городской жизни. К наиболее заметным его произведением относится «Високосная хроника» (словен. Visoška kronika), короткий исторический роман, действие которого происходит в период после завершения Тридцатилетней войны в XVII веке, а также «Цветы осенью» (словен. Cvetje v jeseni), роман о городском жителе средних лет, который переезжает в сельскую местность, где влюбляется в молоденькую девушку.

Хотя Тавчар никогда не отвергал свою принадлежность к римско-католическую церкви, фактически он был агностиком.

Избранные работы

  • Ivan Slavelj (1876)
  • Vita vitae meae (1883)
  • Mrtva srca (1884)
  • Janez Sonce (1885—1886)
  • Med gorami (сборник рассказов, 1876—88)
  • Grajski pisar (1889)
  • 4000 (1891)
  • V Zali (1894)
  • Izza kongresa (1905—08)
  • Cvetje v jeseni (1917)
  • Visoška kronika (1919)

Примечания

  1. Miha Naglič. Rod in rojstvo Ivana Tavčarja (словенск.), Gorenjski glas (12 октября 2011). Архивировано 30 апреля 2012.
  2. 2,0 2,1 Pisatelju so se sanje o plemenitem rodu izpolnile šele s poroko (словенск.). MMC RTV Slovenia (20 ноября 2011). Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 27 июля 2021 года.
  3. Selišnik (2013). «The Desire to be Free: Marica Nadlišek Bartol and the Young Intelligentsia at the Turn of the 20th Century». Historijski zbornik 66 (1): 101–120.
  4. Roszkowski, Wojciech. Biographical Dictionary of Central and Eastern Europe in the Twentieth Century. — 2016.
  5. Ivašković (2019). «Implications of the Balkan Wars for the Yugoslav Idea among Slovenians in Trieste». Journal of Balkan and Near Eastern Studies 21 (2): 187–203. doi:10.1080/19448953.2017.1367567.

Дополнительная литература

  • Branko Berčič, Mladost Ivana Tavčarja (Ljubljana, Slovenska matica, 1971).
  • Miran Hladnik, «Visoška kronika».
  • Franček Bohanec, Ivan Tavčar (Ljubljana, Partizanska knjiga, 1985).
  • Igor Grdina, Slovenci med tradicijo in perspektivo: politični mozaik 1860—1918 (Ljubljana: Študentska založba, 2003).
  • Anton Slodnjak, Realizem kod Slovenaca (Beograd: Radnički univerzitet, 1960).