С-363

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
С-363
С-363 на мелиС-363 на мели
История корабля
Государство флага  СССР
Порт приписки Лиепая
Спуск на воду 16 ноября 1956
Выведен из состава флота 1988
Современный статус Разделана на металл в 1988 или 1989 г.
Основные характеристики
Тип корабля Средняя торпедная ДПЛ
Обозначение проекта проект 613
Кодификация НАТО Whiskey
Скорость (надводная) 18
Скорость (подводная) 13
Рабочая глубина погружения 170 м
Предельная глубина погружения 200 м
Автономность плавания 12 000—15 000 миль
Экипаж 52—54 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 1030 тонн
Водоизмещение подводное 1350 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
76 м
Ширина корпуса наиб. 6,7 м
Высота 11 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,6 м
Силовая установка
Дизель-электрическая
2 дизеля 37Д по 2000 л. с.,
2 главных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л. с.
2 электродвигателя экономического хода ПГ-103 по 50 л. с.
2 аккумуляторные батареи 46СУ по 112 элементов
2 гребных вала
Вооружение
Артиллерия спаренная 57 мм зенитная пушка СМ-24 ЗиФ
Минно-торпедное
вооружение
4 носовых и 2 кормовых 533 мм ТА (боезапас 12 торпед или до 20 мин)[1]

«С-363» — советская средняя торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.

За инцидент в территориальных водах Швеции получила на флоте ироническое прозвище «Шведский комсомолец». Западная пресса также упражнялась в остроумии, назвав её Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее обычно просто виски со льдом, в этом контексте переводится как лодка 613 проекта на скалах, или на камнях (натовское название советских лодок этого проекта — как раз «Whiskey»).

История

Заложена 12 января 1956 года на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе[2].

  • 27 октября 1981, вошла в территориальные воды нейтральной Швеции и выскочила на камни на виду базы ВМС Швеции Карлскруна[2].
  • 6 ноября 1981 снята с камней шведскими спасательными судами после того, как командир в течение 10 дней отказывался от предлагаемой помощи.
  • 7 ноября 1981 своим ходом вернулась на базу в тот самый момент, когда на Красной площади шёл парад. За происшествие получила от флотских остряков название «Шведский комсомолец»[2].

17 июля 1988 года исключена из состава ВМФ[2]. Впоследствии списанная лодка по одной версии была куплена и перевезена в Швецию, где экспонировалась в музее[3] Соммарланд[4], по другой версии — разделана на металл[2]. Более вероятно второе, а в Швецию попала другая лодка СФ того же проекта, а именно — С-342[2], которую переименовали в U-137[4] (именно так в 1981 западная пресса именовала «Шведского комсомольца», поскольку настоящий тактический номер С-363 им был неизвестен). Но в Швеции С-342 теперь выдают за ту самую лодку.

Навигационное происшествие у берегов Швеции

27 октября 1981 года С-363 села на мель в территориальных водах Швеции близ военно-морской базы Карлскруна, в районе которой в это время шведами проводились испытания новых торпед. Лодку сняли с камней шведские спасатели, после чего 7 ноября 1981 года она вернулась на базу своим ходом[5].

В 1991 году служивший на С-363 Василий Беседин в интервью шведскому корреспонденту утверждал, что советские моряки имели приказ взорвать лодку со всем экипажем при попытке взять её на абордаж[4].

Сообщение ТАСС «О происшествии с советской подводной лодкой», опубликованное 6 ноября 1981 года, гласило:

В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка № 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции.
В настоящее время подводная лодка снята с мели шведскими спасательными судами и стоит на якоре в безопасном месте. Ведутся переговоры со шведскими властями о выводе подводной лодки за пределы территориальных вод Швеции.

Памятная табличка в Швеции на месте происшествия

По утверждениям шведской прессы, версия ошибки навигации невероятна по следующим причинам:

  1. Место происшествия находится глубоко внутри шведской территории. Для достижения места происшествия корабль должен был пройти через несколько сложных для навигации проливов;
  2. Место происшествия находится в 2 километрах от центра секретной военной базы в Швеции, куда доступ иностранным гражданам запрещён, и глубоко внутри секретной зоны. Время происшествия совпало с испытаниями новой модели торпед на этой базе.

См. также

Примечания

  1. Проект 613 • Whiskey-I class
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 С-363 проект 613. Дата обращения: 26 мая 2009. Архивировано 11 января 2012 года.
  3. «Шведский комсомолец» Архивная копия от 17 ноября 2015 на Wayback Machine, 26 октября 2010
  4. 4,0 4,1 4,2 Был приказ взорвать подлодку вместе с экипажем//Известия № 293 от 10 декабря 1991
  5. Илья Крамник. Секретный фарватер 2.0. Лента.Ру (27 октября 2014). Дата обращения: 28 октября 2014. Архивировано 27 октября 2014 года.

Ссылки