Сюрваж, Леопольд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сюрваж Леопольд
Амедео Модильяни. Портрет Леопольда Сюрважа, 1918Амедео Модильяни.
Портрет Леопольда Сюрважа, 1918
Дата рождения 31 марта 1879(1879-03-31)
Дата смерти 3 июня 1968(1968-06-03) (89 лет)
Подданство  Российская империя
Гражданство  Франция
Жанр живопись
Награды Кавалер ордена Почётного легиона

Леопольд Сюрваж, собственно Леопольд Фридрих Штюрцваге (фр.  Léopold Survage, Leopold Friedrich Sturzwage; 31 марта 1879, Лаппеэнранта, по другим сведениям, Москва3 июня 1968, Париж) – русский, французский художник финско-датского происхождения, был близок к Парижской школе.

Биография и творчество

Керамика на здании Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ныне МАРХИ

По отцу – финн, сын хозяина фортепианной фабрики. Родился в Российской империи, крещен как протестант. Учился коммерции, брал уроки фортепиано. В 1886 потерял мать. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Коровина и Пастернака. Был близок к кругу журнала Золотое руно, познакомился и начал выставляться вместе с Архипенко, Ларионовым, Гончаровой; братьями Бурлюк, Давидом и Владимиром. Приехал с женой в Париж в 1908, взял несколько уроков у Матисса. В 1910 выставлялся в Москве вместе с группой Бубновый валет, в 1911, при содействии Архипенко, несколько его вещей были представлены на парижском Осеннем салоне.

Занялся проблемами синтеза цвета и ритма, пытался соединить их с техникой кино, предвосхитив поиски Ханса Рихтера и Викинга Эггелинга в области абстрактного кино и поиски абстракционизма в целом. Несколько работ в таком духе были представлены на Осеннем салоне (1913) и Салоне независимых (1914), замечены Аполлинером, попытка предложить разработки фирме Gaumont не дала результата (в 1929 эти поиски стали в США предметом обстоятельной монографии Сэмюэла Патнема, но и здесь не получили применения).

С 1917 делил в Париже студию с Модильяни. Первая персональная выставка состоялась в 1917 при поддержке Аполлинера. Испытал воздействие Шагала. В 1921 участвовал в коллективной выставке Мастера кубизма. После 1922 двинулся от кубизма к неоклассицизму. Сотрудничал с Русским балетом Дягилева, оформлял постановку оперы Стравинского Мавра в парижской Опера (1922). Сотрудничал с Луи Жуве. В 1927 получил французское гражданство. Занимался гобеленным искусством, рисунками по тканям, работал на фирму Chanel (1933). К концу 1930-х сблизился с Андре Массоном, в его творчестве усилились фантастические и аллегорические мотивы. В 1937 принимал участие в оформлении Всемирной выставки в Париже. В 1950-1960-х годах занимался в основном монументальной живописью.

В 1963 году был награждён орденом Почётного легиона.

Сюрваж о живописи

  • Écrits sur la peinture: Léopold Survage/ Hélène Seyrès, ed. Paris: L'Archipel, 1992.

Примечания

Литература

  • Putnam S. The Glistening Bridge: Léopold Survage and the Spatial Problem in Painting. New York: Covici-Friede, 1929. ([1])
  • Léopold Survage. Lyon: Musée des beaux-arts, 1968.
  • Léopold Survage: aquarelles, peintures, dessins. Nice: Direction des musées de Nice, 1975.
  • Warnod J. Survage. Brussels: A. de Rache, 1983.
  • Artistes russes de l'École de Paris. Geneva: Musée d'art moderne, 1989.
  • Les lumières de Léopold Survage: oeuvres, 1910-1932. Aix-en-Provence: Galerie d'art du Conseil général des Bouches-du-Rhône, 2001.

Ссылки