Сухум (аэропорт)
Международный аэропорт Сухум имени В. Г. Ардзинба | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: SUI – ИКАО: UGSS | |||||||
Информация | |||||||
Вид аэропорта | совместного базирования | ||||||
Страна | Республика Абхазия | ||||||
Расположение | Бабушара, 18 км южнее Сухума | ||||||
Оператор | РУП «Международный аэропорт Сухум имени В. Г. Ардзинба» | ||||||
Высота НУМ | +20 м | ||||||
Часовой пояс | UTC+3 | ||||||
Карта | |||||||
|
|||||||
Взлётно-посадочные полосы | |||||||
|
|||||||
Статистика | |||||||
Годовой пассажиропоток | ? тыс.чел. (2007) |
Международный аэропорт Суху́м имени В. Г. А́рдзинба — аэропорт города Сухума, столицы Абхазии. Расположен вблизи села Бабушара, в 18 километрах к юго-востоку от Сухума, в Колхидской низменности, на берегу Сухумской бухты Чёрного моря, что обеспечивает посадку с двух сторон, ввиду чего выгодно отличается от аэропорта Сочи.
Официальным эксплуатантом аэропорта является Республиканское унитарное предприятие «Международный аэропорт Сухум имени В. Г. Ардзинба».
26 июля 2019 г. решением Кабинета министров Республики Абхазия Международному аэропорту «Сухум» имени В. Г. Ардзинба и воздушному пространству Республики Абхазия присвоен международный четырёхбуквенный код URAS с последующим внесением в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (AIP). Этим же документом аэродрому Международного аэропорта «Сухум» имени В. Г. Ардзинба присвоен статус аэродрома совместного базирования гражданской и государственной авиации. [1]
21 августа 2019 г. состоялась встреча премьер-министра Республики Абхазия Валерия Бганба с делегацией Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), прибывшей в Абхазию с рабочим визитом во главе с заместителем руководителя Олегом Сторчевым. Стороны обсудили техническое состояние здания аэровокзала и аэродрома аэропорта «Сухум», вопросы организации системы управления воздушным движением. За основу расчётов рентабельности работы аэропорта взяты четыре рейса в день во время туристического сезона.[2]
Описание
Аэродром класса А, способен принимать самолёты Ил-86, Ил-76, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Единственный международный аэропорт республики. Базируется национальная авиакомпания Абхазии «Абхазские авиалинии». Работает пограничный пост и таможня. Долгое время находился в неудовлетворительном состоянии и нуждался в капитальном ремонте[3]. В 2011 году частично реконструирован и подготовлен к возобновлению полётов[4]. Руководство Абхазии планировало начать полёты осенью 2013 года, однако планы не были выполнены.
Международная организация гражданской авиации ICAO не признает аэропорт Сухум в качестве международного, поскольку признает территориальную целостность Грузии; небо над Абхазией не может быть открыто без разрешения властей Грузии, так как это, по мнению ICAO, нарушает международные нормы[5]. ICAO аннулировала код аэропорта Сухум и изъяла информацию о нём из своих документов начиная с 12-го издания от августа 2006 года. С тех пор запись о предоставлении кода (возобновлении его действия) не была внесена. Аэропорт закрыт для международного сообщения. Авиакомпании-члены международного воздушного союза IATA не выполняют полеты в Абхазию. Во избежание санкций IATA российские авиакомпании также не летают в Сухум.
История
Советский Союз
В середине 1960-х построен аэродром и здание аэровокзала. В конце 1970-х было увеличена толщина бетонного покрытия аэродрома на 20 см, что позволило принимать самолёты Ил-76. В 1980-х рядом с первым аэровокзалом был открыт новый, который в настоящее время не эксплуатируется. В середине 1980-х взлетно-посадочную полосу удлинили, что позволило принимать самолёты типа Ил-86 (в частности, выполнялись рейсы Москва — Сухуми — Москва).
До начала 1990-х из аэропорта совершались рейсы самолётов во многие города СССР, а вертолётными линиями Сухуми был соединён с несколькими населёнными пунктами Абхазии. Пассажирооборот составлял летом до 5 тыс. пассажиров в сутки, зимой до 1 тыс.
Республика Абхазия
В 1993 году аэропорт был закрыт, регулярные рейсы не выполняются.
После грузино-абхазского конфликта на аэродроме осталось несколько брошенных самолётов: два Ту-154, один Ту-134 и личный Як-40 Эдуарда Шеварднадзе (в настоящее время по указанию властей Ту-154 разрезаны на металлолом). Также оставалось большое число мин, заминирована была даже ВПП. Сообщалось о четырёх мирных жителях, погибших от мин.
По мере очистки территории от мин, местные жители стали использовать освободившиеся земли под сельскохозяйственные нужды, в основном для выращивания кукурузы. На газоне перед аэровокзалами был установлен памятник Алексею Когонии, начальнику смены охраны аэропорта, убитому в 1989 году. В 1998—2000 годах старое здание аэровокзала отремонтировали, его стали использовать по назначению, некоторое время в нём действовал ресторан. В 1999 году для остекления стен второго здания аэровокзала Ростов-на-Дону, который собирался использовать Бабушарский аэропорт как запасной, поставил партию стёкол, однако в июле 2000 года над аэродромом прошёл смерч, который выбил несколько таких стёкол. Грузия закрыла воздушное пространство Абхазии, воздушным судам создан обходной маршрут на удалении 43-47 км от абхазского побережья. Аэропорт исключен из действующих международных сборников аэронавигационной информации.
11 августа 2008 года во время войны в Южной Осетии в аэропорту впервые за 15 лет произвели посадку российские военно-транспортные самолёты[6], более трёх десятков Ил-76, доставивших десантников и военную технику. 14 сентября 2008 года в аэропорту сел первый за 15 лет гражданский авиалайнер — самолёт министра иностранных дел России Сергея Лаврова[7].
В настоящее время аэропорт используется для базирования ВВС Абхазии, состоящих из пяти легких штурмовиков L-39 и шести вертолетов. Обслуживает только рейс в Псху.
В конце октября 2023 года российская компания «Инфраструктурное развитие» выиграла конкурс на реконструкцию аэропорта Сухума, с ней было подписано соглашение о государственно-частном партнёрстве. Собственником компании является Рашид Рашидович Нургалиев — полный тезка одного из сыновей бывшего главы МВД России Рашида Нургалиева. В рамках проекта планируется восстановить аэродром Сухума для гражданских авиарейсов. Инвестиционный проект предусматривает реконструкцию всего комплекса, в том числе аэродрома, аэровокзального комплекса, объектов, обеспечивающих грузопассажирские перевозки. Аэродром и аэровокзальный комплекс останутся в государственной собственности и будут переданы инвестору в пользование. Соглашение действует в течение 49 лет, особый налоговый режим для инвестора — 25 лет, часть льгот сохранится на весь срок соглашения. Абхазия также обеспечивает инвестору специальный режим энергоснабжения. Работы по реконструкции аэропорта начались в феврале 2024 года[8].
В рамках первого этапа завершается строительство временного аэровокзала в северной части аэропорта. Уже выполнен ремонт взлётно-посадочной полосы длиной 3,1 км и шириной 45 м, рулёжной дорожки, завершается ремонт перрона. Первый этап реконструкции планируется завершить к маю 2025 года, когда в Абхазии начнётся высокий туристический сезон. Пропускная способность нового комплекса составит 1300 пассажиров в час. В рамках второго этапа (сроки пока не анонсируются) планируются строительство нового пассажирского терминала и благоустройство территории в южной части аэропортового комплекса, которая прилегает к берегу Черного моря. Его площадь составит 23 тыс. кв. м. В южной части аэропорта также планируется строительство нового перрона на шесть мест для стоянки воздушных судов[9].
Происшествия
- 22 апреля 1956 года — при взлёте по неизвестным причинам упал в море Ил-14П 65-го авиаотряда МУТА (Аэрофлот), погибли 6 человек.
- 4 ноября 1976 года — при посадке на аэродроме опрокинулся Ми-2 Кутаисского авиаотряда, при этом никто не погиб. Хотя 8-летний вертолёт был повреждён в объёме текущего ремонта, в следующем году его списали[10].
- 8 июля 1977 года — при взлёте упал в море Ан-24РВ Кировоградской лётной школы, погибли 6 человек.
- 14 августа 1982 года — на взлётно-посадочной полосе произошло столкновение двух самолётов Сухумского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), когда Ту-134А при взлёте врезался в выехавший на полосу L-410M, погибли 11 человек (все на борту L-410M).
- В период Третьей битвы за Сухуми в сентябре 1993 года в результате атак абхазских войск были уничтожены пять грузинских авиалайнеров: три Ту-134А и два Ту-154Б, погибли в общей сложности 136 человек.
Ссылки
Примечания
- ↑ НОВЫЙ СТАТУС АЭРОПОРТА «СУХУМ» . Дата обращения: 4 августа 2019. Архивировано 21 января 2021 года.
- ↑ Росавиация и Кабинет министров Республики Абхазия обсудили вопросы возобновления воздушного сообщения . Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
- ↑ Заброшенный аэропорт в Сухуми (фотоальбом) Архивировано 10 ноября 2011 года.
- ↑ graf_sheremetev: Абхазия. Часть IV . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано 27 мая 2017 года.
- ↑ Аэропорт Сухуми не признали международным . Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ В Абхазию прибыли российские десантники . Lenta.ru (11 августа 2008). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Глава МИД России встречается с президентом Абхазии . Интерфакс (14 сентября 2008). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 23 сентября 2008 года.
- ↑ Анна Грицевич. Самую эпичную заброшку Абхазии мы больше не увидим — её разбирают // Sochi1.ru. — 2024. — 19 февраля.
- ↑ В Москве показали, как будет выглядеть аэропорт Сухума. РБК, 19.11.2024
- ↑ Миль Ми-2 Бортовой №: СССР-15824 . Наша авиация. Дата обращения: 1 июля 2018. Архивировано 1 июля 2018 года.