Суффеты Тира

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Суффеты Тира — чиновники (магистраты), управлявшие от имени царя городом в древности. В период временной ликвидации монархии в Тире в 564/563—556/555 годах до н. э. — высшие должностные лица всего царства.

О существовании в VI веке до н. э. в Тире суффетов известно из единственного источника: трактата Иосифа Флавия «Против Апиона[англ.]»[1][2]. Этот автор позаимствовал приведённые им сведения о суффетах из труда историка Менандра Эфесского[англ.][3]. Источником же информации Менандра о событиях в Тире были документу из местного царского архива[4][5][6].

Согласно трактату «Против Апиона», после смерти царя Баала II, скончавшегося в 564 или 563 году до н. э., правителем Нововавилонского царства Навуходоносором II царская власть в Тире была упразднена. Управление городом было поручено суффету (у Иосифа Флавия — судье), вероятно, одному из местных уроженцев. О причинах такого решения Навуходоносора II в трактате «Против Апиона» не сообщается. Возможно, упразднение царя в Тире было связано с включением города в состав одной из провинций Нововавилонской державы[3][7][8][9][10].

Иосиф Флавий привёл список суффетов[3][10]:

Имя Даты правления Продолжительность правления Дополнительные сведения
Йакинбаал 564 год до н. э. 2 месяца сын Васлиха
Хелбес 564—563 годы до н. э. 10 месяцев сын Авдея
Аббар 563 год до н. э. 3 месяца верховный жрец
Меттен и Герастарт 563/562—557/556 годы до н. э. 6 лет отцом Герострат был некий Абдалим
Балатор[фр.] до 556 или 555 года до н. э. один год
Тир в составе Нововавилонского царства

Различные по длительности сроки правления суффетов свидетельствуют, что их избрание не было обусловлено какими-либо законами. Возможно, они сменялись или по воле Навуходоносора II, или в результате переворотов, организованных тирской знатью. Предполагается, что к концу правления суффетов в Тире выработался такой же дуализм административного аппарата города, какой в то время существовал в Карфагене. Нахождение у власти сразу двух суффетов, вероятно, стало результатом компромисса между различными группами знати Тира[3][8][11]. Возможно, свидетельством волнений, охвативших Тир в первые годы после ликвидации царской власти, являлось присутствие вавилонских войск в окрестностях города в 564/563—562 годах до н. э.[10]

О правлении суффетов известно очень немного. К тому времени современные историки относят окончательное отпадение от Тира его дальних колоний в Северной Африке и Малой Азии. В том числе, в Карфагене власть перешла к Малху, заложившему основы будущего процветания Карфагенской державы[8][11].

Монархическое правление в Тире было восстановлено с согласия верховного правителя Финикии, вавилонского царя Набонида. По одному мнению, это произошло после смерти Балатора в 556 или 555 году до н. э., когда новым властителем Тира был поставлен Мербаал, до того живший на положении заложника в Вавилоне[3][12]. По другому мнению, уже Балатор носил царский титул. Это мнение основывается как на одном из вариантов прочтения трактата «Против Апиона», так и на данных ономастики, возводящих имя Балатора к финикийскому имени Баалезор, распространённому среди правителей Тира[8][9][10][11][13].

Институт суффетов сохранился в Тире и в более позднее время. Вероятно, эта должность с согласия тирских царей могла передаваться по наследству. В эпоху эллинизма, когда монархия в Тире была окончательно ликвидирована, подчинявшиеся верховной воле властителей Египта и Рима суффеты и архонты стали реальными правителями города. Предполагается, что к тому времени должность суффета уже могла стать выборной. Такая форма власти в Тире сохранялась, по крайней мере, до начала нашей эры[14].

Примечания

  1. Иосиф Флавий. Против Апиона (книга I, глава 21).
  2. Иосиф Флавий. О древности иудейского народа. Против Апиона // Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. — Москва-Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1994. — С. 113—222. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Менандр Эфесский. Фрагменты // Финикийская мифология / перевод Тураева Б. А. — СПб.: Летний сад, Нева, 1999. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  4. Тураев Б. А. Тирские летописи // Финикийская мифология / сост. Герасимова Н. К., под общ. ред. Довженко Ю. С. — СПб.: Летний сад, Нева, 1999. Архивировано 13 июля 2017 года.
  5. Циркин, 2001, с. 132.
  6. Lipiński, 2006, p. 166—174.
  7. Циркин, 2001, с. 268—271 и 369.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Волков А. В. Загадки Финикии. — М.: Вече, 2004. — С. 277—278. — ISBN 5-9533-0271-1.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 Lipiński E. Dieux et déesses de l’univers phénicien et punique. — Leuven/Louvain: Peeters Publishers, 1995. — P. 223. — ISBN 978-9-0683-1690-2. Архивная копия от 30 сентября 2018 на Wayback Machine
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 10,2 10,3 Lipiński, 2006, p. 199—201.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 Циркин, 2001, с. 268—271.
  12. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Л.: ОГИЗ, 1936. — Т. 2. — С. 95. Архивная копия от 5 января 2018 на Wayback Machine
  13. Bunnens G. L’histoire événementielle Partim Orient // Handbuch der Orientalistik: Der Nahe und Mittlere Osten / Krings V. — BRILL, 1995. — P. 233. — ISBN 978-9-0041-0068-8. Архивировано 30 сентября 2018 года.
  14. Циркин Ю. Б. Эллинизация политического устройства городов Финикии // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Фролов Э. Д. — СПб., 2004. — Т. 3. — С. 185—202. Архивировано 13 июля 2020 года.

Литература