Сурасундари
Сурасундари | |
---|---|
Surasundari | |
Спутница богов и богинь | |
Мифология | индуизм, буддизм, джайнизм |
Пол | женский |
Сурасундари (англ. Surasundari, непал. सुरसुन्दरी) — в индийской архитектуре и искусстве молодая женщина, символизирующая красоту, изящество и чувственность[1]. Её характерными чертами являются выраженные формы женского тела, — грудь, бёдра, зауженная талия, округлые черты лица с пухлыми губами и широкими глазами, — а также украшения, ручные и ножные браслеты, серёжки и ожерелья. Сурасундари одета в традиционную индийскую одежду, прозрачный дхоти, частично закрывающая нижнюю часть тела, а также пояс с драгоценными камнями. В ряде композиций Сурасундари может быть представлена без одежды, например, в сценках в Кхаджурахо[2].
Название образа происходит от слов «сура» (небо) и «сундари» (красота), то есть «небесная красота» или «небесная красавица». Сурасундари также называют Рамбха (Rambha), Девангана (Devangana) или Маданика (Madanika)[1]. В Пуранах именем Сурасундари названа дочь бога воды Варуны и Сунадеви[3].
Происхождение образа
Впервые образ небесной красавицы появляется при оформлении архитектурных памятников буддизма и джайнизма с II века до нашей эры. Образ символизировал одновременно привлекательность и непостоянство земной красоты. Буддийский поэт Ашвагхоша, живший в I—II веках нашей эры в Северной Индии, описывает историю «Саундарананда» («О Нанде и Сундари») в преломлении буддистских догм. В её основе лежит сюжет — печаль сводного брата Будды Нанды, разлученного с возлюбленной. Будда убеждает его в том, что избранница так же безобразна в сравнении с небесными апсарами, как обезьяна в сравнении с ней. Затем, когда Нанда желает уже апсару, ученик Будды Ананда наставляет его в том, что удовольствия даже с небесными женщинами является таким же тленом, как и с земными. Нанда усердно предается созерцательной практике и становится архатом[4].
В буддийских и джайнских архитектурных памятниках фигурируют чувственные образы Сурасундари в форме скульптур и барельефов. В Бархуте, Санчи, Бодх-Гае, Матхуре и других местах паломничества изображены чувственные женские фигуры в форме якши, Салабанджики и природных духов. По мере вытеснения буддизма индуизмом образ Сурасундари был унаследован в традиции индуистских храмов. Сурасундари стала неотъемлемой частью архитектуры индийских храмов в начале IX века. В «Шилпа-Пракаша» (Shilpa-Prakasha), тантрическом трактате об архитектуре, датируемом IX веком, заявляется о необходимости украшения храмов образами Сурасундари: «Как дом без жены, как утехи без женщины, так и без Сурасундари, монумент будет малоценным и не принесет плода».[1] В тексте «Кширнарна» (Kshirarnava), датируемом XV веком, утверждается, что Сурасундари должна украшать стены храма, при этом её взгляд должен быть устремлен вниз для того, чтобы она казалась скромной[5].
-
Часть скульптуры Сурасундари. X век, период Чандела, Королевский музей Онтарио (Канада)
-
Барельеф Сурасундари с попугаем. X век, Раджастан. Национальный музей Индии (Дели)
-
Сурасундари с зеркалом. X-XI век, Кхаджурахо. Музей Жоржа Лабита (Тулуза).
-
Раннее изображение Сурасундари. Северо-западная Индия, II век Кушанское царство. Музей азиатских цивилизаций (Сингапур).
Классификация Сурасундари
В храмовых скульптурах и барельефах Сурасундари изображается как спутница или служительница богов и богинь. Исходя из типовых образов Сурасундари можно выделить её несколько вариаций[1].
Имя | Значение образа | Имя (eng.) |
---|---|---|
Алясьяканья | Ленивая | Alasyakanya |
Даламалика | Держащая ветку | Dalamalika |
Дарпани | Держащая зеркало | Darpani |
Кетакибхарана | Держащая цветок кетаки | Ketakibharana |
Мардала | Барабанщица | Mardala |
Матрика | Мать маленького ребенка | Matrika |
Нартаки | Танцовщица | Nartaki |
Нупурападика | Одевающая ножные браслеты | Nupurapadika |
Падмаганда | Пахнущая лотосом | Padmagandha |
Торана | Отворяющая дверь | Torana |
Чамари | Держащая опахало чамара | Chamari |
Шубхагамини | Удаляющая занозу | Shubhagamini |
Шукасарика | Играющая с попугаем | Shukasarika |
В некоторых объяснениях Сурасундари приравнивают к танцевальной апсаре, а также к Салабанджике или древесной нимфе[1].
Символическое значение
Сурасундари воплощает и представляет собой то, считается красивым и привлекательным. Украшение фасадов храмов образами Сурасундари объясняется индологами, в частности доктором философии Хизер Элгуд с кафедры истории искусства и археологии Школы восточных и африканских исследований Университета Лондона[англ.], в нескольких значениях. Духовная интерпретация заключается в том, что Сурасундари представляет собой шакти (женскую энергию) и рассматривается как символ процветания и благополучия. В светской интерпретации образ Сурасундари олицетворяет процветание правителя, построившего храм и покровительствовавшего ему[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Dehejia, 2012.
- ↑ Bowie, 1965.
- ↑ Surasundari . Wisdomlib (2018).
- ↑ Шохин В. К. Ашвагхоша / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — Индийская философия: энциклопедия. — М.: Восточная литература, 2009. — С. 127—128. — ISBN 978-5-02-036357-1.
- ↑ Dehejia H. and Paranjape M. Saundarya. — Samvad India Foundation, 2003. — С. 49. — ISBN 978-81-901318-0-3.
- ↑ Elgood H. Hinduism and the religious arts. — London; New York: Cassell, 2000. — С. 111–112.
Литература
- Bowie T. Ancient Indian Sculpture and Painting. — Bloomington: Indiana University Press, 1965.
- Dehejia H. Beautiful woman // The Times of India. — 2012. — 2 января.