Суинтон, Эрнест
Суинтон Эрнест | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 21 октября 1868 | ||||
Дата смерти | 15 января 1951 (82 года) | ||||
Принадлежность | Великобритания | ||||
Звание | генерал-майор | ||||
Сражения/войны |
Англо-бурская война, Первая мировая война |
||||
Награды и премии |
|
Сэр Эрнест Суинтон (англ. Ernest Dunlop Swinton; 1868—1951) — британский военный деятель, генерал-майор, а также писатель[1]. Принимал участие в разработке и использовании первых танков во время Первой мировой войны[2]. Собственно, авторство самого слова «танк» применительно к бронированной боевой машине на гусеничном ходу принадлежит именно ему, в связи с чем на Западе его принято считать изобретателем танка в современном понятии этого слова. Автор классической работы по тактике малых подразделений «Оборона Дурацкого брода» (англ.), написанной в полухудожественной форме в 1904 году.
Биография
Родился 21 октября 1868 года в Бангалоре. Его отец находился на гражданской службе в Мадрасе.
Первоначальное образование получал в нескольких школах — University College School, Rugby School, Cheltenham College и Blackheath Proprietary School, а также в Королевской военной академии в Вулидже.
В 1888 году стал офицером корпуса королевских инженеров и служил в Индии, став лейтенантом в 1891 году. Во время Второй англо-бурской войны 1899—1901 годов был удостоен ордена «За выдающиеся заслуги». Занимаясь в основном железнодорожным строительством, Суинтон проявлял большой интерес к фортификации и военной технике, особенно к недавно появившимся пулемётам. Перед Первой мировой войной он служил в качестве штабного офицера и был официальным историографом русско-японской войны.
Во время Первой мировой войны Суинтон был направлен военным министром Великобритании лордом Китченером в качестве официального британского военного корреспондента на Западный фронт. 19 октября 1914 года во время вождения автомобиля, как рассказывал Эрнест Суинтон в одной из своих книг, его осенила внезапная идея построить управляемое самоходное орудие, впоследствии названное танком. До этого, в июле 1914 года, Суинтон получил письмо от своего друга, горного инженера Хью Мэрриотта (англ. Hugh Marriott), работавшего в Южной Африке. В своём письме он сообщил Суинтону о машине, которую он видел в Антверпене — гусеничный трактор производства американской компании Бенджамина Холта. Эти машины Суинтон встречал и на фронте, где они использовались для транспортировки тяжёлой артиллерии. Суинтон сообщил о своей идее использовать гусеничную ленту для создания самоходной боевой машины нескольким британским военным и политическим деятелям.
До этого в Британии предпринимались попытки создания военной техники на гусеничном ходу инженером Дэвидом Робертсом и компанией Richard Hornsby & Sons. Но английские военные чиновники не придали этому большого значения. В ноябре 1914 года Суинтон еще раз напомнил о своей идее сэру Морису Хэнки, секретарю Комитета имперской обороны, о создании пуленепробиваемой гусеничной машины.[3] И только в 1916 году на подполковника Эрнеста Суинтона была возложена ответственность за подготовку первых экземпляров танковой техники. Хотя автором идеи и её реализацией занимался Суинтон, Королевская комиссия по присуждению премий изобретателям решила, что изобретателями танка были сэр Уильям Триттон, сотрудник компании William Foster & Co., и инженер-механик, майор Уолтер Вильсон.[2] К 1918 году британское военное ведомство получило 2100 тракторов Холта для использования в войне. Суинтон, посетивший компанию Бенджамина Холта в Стоктоне, США, в апреле 1918 года, лично выразил благодарность ему и его сотрудникам за вклад в военные действия против Германии и её союзников в течение Первой мировой войны.
В 1919 году Суинтон вышел в отставку в звании генерал-майора. Впоследствии служил в департаменте гражданской авиации Министерства авиации. В 1922 году работал одним из директоров французской компании Citroën. Затем был профессором, заведующим кафедры военной истории в Оксфордском университете, а также членом Совета Колледжа Всех Душ в Оксфорде (с 1925 по 1939 годы). Также некоторое время был командующим Королевского танкового полка (с 1934 по 1938 годы).
В 1938 году Эрнест Суинтон начал писать свою книгу «Twenty Years After: the Battlefields of 1914-18: then and Now», которая первоначально планировалась к выпуску из 20 частей, но в итоге вышло 42.
Умер 15 января 1951 года в Оксфорде. Был похоронен на кладбище Wolvercote Cemetery.[4]
Был женат на Грейс Луизе Клейтон (англ. Grace Louise Clayton) с 1897 года, у них было двое сыновей и дочь (погибла в ДТП во время Второй мировой войны).
Награды
- Был награждён орденами Британской империи (1923), Бани (1917), «За выдающиеся заслуги» (1900).
- Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (1916).
Примечания
- ↑ SWINTON, Maj Gen Ernest (Dunlop) (1868—1951) Архивная копия от 29 августа 2016 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ 2,0 2,1 Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон . Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 25 августа 2016 года.
- ↑ Tanks for World War I . Дата обращения: 25 февраля 2010. Архивировано 10 марта 2010 года. (англ.)
- ↑ Sir Ernest Dunlop Swinton (недоступная ссылка) (англ.)
Ссылки
- Родившиеся 21 октября
- Родившиеся в 1868 году
- Умершие 15 января
- Умершие в 1951 году
- Кавалеры ордена Бани
- Рыцари-командоры ордена Британской империи
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Кавалеры Большого креста ордена Почётного легиона
- Персоналии по алфавиту
- Писатели по алфавиту
- Писатели Великобритании XX века
- Генерал-майоры Великобритании
- Участники англо-бурских войн
- Участники Первой мировой войны (Великобритания)
- Английские писатели XX века
- Командиры Королевского танкового полка