Суинтон, Эрнест

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Суинтон Эрнест
Дата рождения 21 октября 1868(1868-10-21)
Дата смерти 15 января 1951(1951-01-15) (82 года)
Принадлежность  Великобритания
Звание генерал-майор
Сражения/войны Англо-бурская война,
Первая мировая война
Награды и премии
Кавалер ордена Бани Рыцарь-командор ордена Британской империи (военный) Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги»
Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона

Сэр Эрнест Суинтон (англ. Ernest Dunlop Swinton; 18681951) — британский военный деятель, генерал-майор, а также писатель[1]. Принимал участие в разработке и использовании первых танков во время Первой мировой войны[2]. Собственно, авторство самого слова «танк» применительно к бронированной боевой машине на гусеничном ходу принадлежит именно ему, в связи с чем на Западе его принято считать изобретателем танка в современном понятии этого слова. Автор классической работы по тактике малых подразделений «Оборона Дурацкого брода» (англ.), написанной в полухудожественной форме в 1904 году.

Биография

Родился 21 октября 1868 года в Бангалоре. Его отец находился на гражданской службе в Мадрасе.

Первоначальное образование получал в нескольких школах — University College School, Rugby School, Cheltenham College и Blackheath Proprietary School, а также в Королевской военной академии в Вулидже.

В 1888 году стал офицером корпуса королевских инженеров и служил в Индии, став лейтенантом в 1891 году. Во время Второй англо-бурской войны 1899—1901 годов был удостоен ордена «За выдающиеся заслуги». Занимаясь в основном железнодорожным строительством, Суинтон проявлял большой интерес к фортификации и военной технике, особенно к недавно появившимся пулемётам. Перед Первой мировой войной он служил в качестве штабного офицера и был официальным историографом русско-японской войны.

Тракторы Холта при транспортировке английской артиллерии, 1916 год.

Во время Первой мировой войны Суинтон был направлен военным министром Великобритании лордом Китченером в качестве официального британского военного корреспондента на Западный фронт. 19 октября 1914 года во время вождения автомобиля, как рассказывал Эрнест Суинтон в одной из своих книг, его осенила внезапная идея построить управляемое самоходное орудие, впоследствии названное танком. До этого, в июле 1914 года, Суинтон получил письмо от своего друга, горного инженера Хью Мэрриотта (англ. Hugh Marriott), работавшего в Южной Африке. В своём письме он сообщил Суинтону о машине, которую он видел в Антверпене — гусеничный трактор производства американской компании Бенджамина Холта. Эти машины Суинтон встречал и на фронте, где они использовались для транспортировки тяжёлой артиллерии. Суинтон сообщил о своей идее использовать гусеничную ленту для создания самоходной боевой машины нескольким британским военным и политическим деятелям.

Холт и Суинтон (справа) рядом с трактором Холта и моделью британского танка. Стоктон, 1918 год.

До этого в Британии предпринимались попытки создания военной техники на гусеничном ходу инженером Дэвидом Робертсом и компанией Richard Hornsby & Sons. Но английские военные чиновники не придали этому большого значения. В ноябре 1914 года Суинтон еще раз напомнил о своей идее сэру Морису Хэнки, секретарю Комитета имперской обороны, о создании пуленепробиваемой гусеничной машины.[3] И только в 1916 году на подполковника Эрнеста Суинтона была возложена ответственность за подготовку первых экземпляров танковой техники. Хотя автором идеи и её реализацией занимался Суинтон, Королевская комиссия по присуждению премий изобретателям решила, что изобретателями танка были сэр Уильям Триттон, сотрудник компании William Foster & Co., и инженер-механик, майор Уолтер Вильсон.[2] К 1918 году британское военное ведомство получило 2100 тракторов Холта для использования в войне. Суинтон, посетивший компанию Бенджамина Холта в Стоктоне, США, в апреле 1918 года, лично выразил благодарность ему и его сотрудникам за вклад в военные действия против Германии и её союзников в течение Первой мировой войны.

В 1919 году Суинтон вышел в отставку в звании генерал-майора. Впоследствии служил в департаменте гражданской авиации Министерства авиации. В 1922 году работал одним из директоров французской компании Citroën. Затем был профессором, заведующим кафедры военной истории в Оксфордском университете, а также членом Совета Колледжа Всех Душ в Оксфорде (с 1925 по 1939 годы). Также некоторое время был командующим Королевского танкового полка (с 1934 по 1938 годы).

В 1938 году Эрнест Суинтон начал писать свою книгу «Twenty Years After: the Battlefields of 1914-18: then and Now», которая первоначально планировалась к выпуску из 20 частей, но в итоге вышло 42.

Умер 15 января 1951 года в Оксфорде. Был похоронен на кладбище Wolvercote Cemetery.[4]

Был женат на Грейс Луизе Клейтон (англ. Grace Louise Clayton) с 1897 года, у них было двое сыновей и дочь (погибла в ДТП во время Второй мировой войны).

Награды

  • Был награждён орденами Британской империи (1923), Бани (1917), «За выдающиеся заслуги» (1900).
  • Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (1916).

Примечания

  1. SWINTON, Maj Gen Ernest (Dunlop) (1868—1951) Архивная копия от 29 августа 2016 на Wayback Machine (англ.)
  2. 2,0 2,1 Творцы танкового мира: Эрнест Суинтон. Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 25 августа 2016 года.
  3. Tanks for World War I. Дата обращения: 25 февраля 2010. Архивировано 10 марта 2010 года. (англ.)
  4. Sir Ernest Dunlop Swinton (недоступная ссылка) (англ.)

Ссылки