Стэнтон, Элизабет Кейди

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Элизабет Кейди Стэнтон

Эли́забет Ке́йди Стэ́нтон (12 ноября 1815, Джонстаун, штат Нью-Йорк — 26 октября 1902, Нью-Йорк) — американская общественная деятельница, аболиционистка, а также крупная фигура в раннем движении за права женщин (феминизме первой волны). Её «Декларация чувств», впервые представленная на первой конференции по правам женщин, состоявшемся в 1848 году в Сенека-Фолсе, штат Нью-Йорк, считается документом, инициировавшим появление первых организованных движений за женское равноправие и избирательное право для женщин в Соединённых Штатах[1].

Биография

Была восьмой из одиннадцати детей адвоката Дэниэла Кейди и Маргарет Ливингстон Кейди; пятеро из её братьев и сестер умерли в раннем возрасте. В 1830 году убедила отца отправить её на учёбу в первое учебное заведение для женщин — основанную Эммой Уиллард женскую семинарию в Трое, штат Нью-Йорк. Там она изучала теологию, классическую римскую и греческую литературу, языки, право, риторику; участвуя в литературных и богословских обществах, развивала ораторские навыки.

До того как Стэнтон сузила свои политические интересы почти исключительно на правах женщин, она была активной аболиционисткой вместе со своим мужем Генри Брюстером Стэнтоном и двоюродным братом Джерритом Смитом (соучредителями Республиканской партии). Во время своего медового месяца в 1840 году Элизабет посетила Всемирную конференцию противников рабства, проходившую в Лондоне. Там она встретила Лукрецию Мотт, ставшую её надёжной соратницей.

В отличие от многих других участников движения за права женщин, Стэнтон участвовала в борьбе за многие другие права, помимо права голоса. В поле её внимания находились права женщины как матери и опекуна, право собственности, право на работу и контроль за доходом, право на развод, экономическое здоровье семьи и контроль рождаемости[2]. Она также была сторонником возникшего в XIX веке движения за трезвость.

В 1848 году Мотт и Стэнтон организовали Конференцию в Сенека-Фолсе, Нью-Йорк. Стэнтон отметила, что это была первая открытая конференция по правам женщин в Соединённых Штатах. Выдвинутая Стэнтон идея о том, что «долгом каждой женщины этой страны является завоевать себе избирательное право» была принята, несмотря на протесты Мотт. Та считала, что политика извращена рабством и моральными компромиссами, но позже признала, что право на участие в выборах также должно быть у женщины, независимо от того, будет она его использовать или нет. В Сенека-Фолсе она подписала так называемую «Декларацию чувств». Женское избирательное право стало главным вопросом движения за права женщин на следующие несколько десятилетий.

Элизабет Кейди Стентон с дочерью Гарриот, 1856 год.

В 1851 году она познакомилась с суфражисткой Сьюзен Б. Энтони, ставшей её подругой и напарницей в борьбе за социальные реформы. Вместе они основали женское общество трезвости штата Нью-Йорк после того, как Энтони было запрещено говорить на прогибиционистской конференции. В 1863 году в условиях гражданской войны в США они инициировали Женскую национальную лигу лояльности (англ. Women's Loyal National League), которая провела самую крупную петиционную кампанию в истории страны, собрав около 400 тысяч подписей с требованием 13-й поправки к Конституции США в поддержку отмены рабства.

После Гражданской войны приверженность Кейди Стэнтон к суфражизму вызвала раскол в движении за права женщин, когда она вместе со Сьюзен Энтони и Фрэнсис Гейдж отказалась поддержать принятие 14-й и 15-й поправок к Конституции США в том виде, в котором их представили в Конгресс. Она выступила против предоставления юридической защиты и права голоса на выборах мужчинам-афроамериканцам без предоставления таких же права женщинам — как белым, так и чернокожим. Вместо этого, она требовала права голоса для всех взрослых, независимо от пола и расовой принадлежности, однако когда радикальный сторонник всеобщего избирательного права, конгрессмен-республиканец Тадеуш Стивенс передал в Конгресс соответствующую петицию Стэнтон и других суфражисток, законодатели отказались вносить изменения в поправки к Конституции.

Позиция Стэнтон «всё или ничего» по вопросу об избирательном праве, а также её взгляды на христианство и другие права женщин, помимо права голоса, привели к формированию двух отдельных организаций, борющихся за права женщин. В 1866 году Элизабет Стэнтон, Лукреция Мотт, Сьюзен Энтони и Люси Стоун основали Американскую ассоциацию за равноправие. Затем в 1869 году Элизабет Стэнтон, Сьюзен Энтони и примкнувшая к ним афроамериканская феминистка Соджорнер Трут учредили Национальную женскую суфражистскую ассоциацию, а Элизабет Блэкуэлл, Джулия Уорд Хау, Люси Стоун — Американскую женскую суфражистскую ассоциацию.

Оба общества впоследствии воссоединились со Стэнтон (изначально выступавшей против объединения) в качестве президента примерно через 20 лет после её разрыва с изначальным движением за права женщин. Впрочем, Стэнтон, просматривая устав новой организации, пришла к выводу, что её программные установки ограничены единственной целью — правом голоса, — и при воссоединении в 1890 году выступила с речью, в которой говорила о других аспектах гендерного неравенства: «правомерно было бы, опираясь на обширный опыт всего человечества, обсудить в нашей программе все позорные попытки деления людей по признаку пола»[3].

Элизабет Кейди Стентон и Сьюзен Энтони.

С 1868 года вместе с Энтони и ведущим мужчиной-феминистом США Паркером Пиллсбёри издавала еженедельник «Революция» (Revolution). С 1876 года участвовала в составлении шеститомной «Истории женского избирательного права», в которую вошла детальная история, документы и письма, связанные с суфражистским движением.

В своей книге «Женская Библия» (1895) бросала вызов традиционному патриархальному прочтению Библии, из которого следовала идея подчинённости женщин мужчинам. В свои поздние годы интересовалась кооперативным и популистским движениями, а также фабианским социализмом. Неожиданно резко поддержала Испано-американскую войну 1898 года, по поводу которой писала, что «хотя ненавидит войны как таковые, желает стереть Испанию с лица земли».

Библиография

  • Baker, Jean H. Sisters: The Lives of America’s Suffragists. Hill and Wang, New York, 2005. ISBN 0-8090-9528-9.
  • Banner, Lois W. Elizabeth Cady Stanton: A Radical for Women’s Rights. Addison-Wesley Publishers, 1997. ISBN 0-673-39319-4.
  • Burns, Ken and Geoffrey C. Ward; Not for Ourselves Alone: The Story of Elizabeth Cady Stanton and Susan B. Anthony; Alfred A. Knoph; New York, NY, 1999. ISBN 0-375-40560-7.
  • Mieder, Wolfgang. 2014. All Men and Women Are Created Equal: Elizabeth Cady Stanton’s and Susan B. Anthony’s Proverbial Rhetoric Promoting Women’s Rights. New York: Peter Lang Publishing.
  • Попкова Л. Н., Антонова Ю. А. Элизабет Кэди Стэнтон: дискуссии о женской эмансипации // Женщина в российском обществе. 2002. № 1. С. 14-19.

Примечания

  1. Elizabeth Cady Stanton Dies at Her Home., New York Times (October 27, 1902). Архивировано 10 октября 2017 года. Дата обращения 31 октября 2007. «Mrs. Elizabeth Cady Stanton died at 3 o'clock yesterday afternoon at her home in the Stuart Apartment House, 250 West Ninety-fourth Street. Had she lived until the 12th of next month she would have been 87.».
  2. Baker, p.109
  3. Элизабет Кэйди Стентон Архивная копия от 2 октября 2016 на Wayback Machine // Из книги: «Феминизм в общественной мысли и литературе». М., Грифон, 2006.