Струнный квартет № 14 (Бетховен)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Струнный квартет № 14

Струнный квартет № 14 до-диез минор, соч. 131 ― произведение Людвига ван Бетховена, завершённое в 1826 году и посвящённое барону Йозефу фон Штуттерхайму. Дата первого исполнения квартета неизвестна.

Структура

Произведение длится около 40 минут и состоит из семи частей, играющихся без пауз:

  • 1. Adagio ma non troppo e molto espressivo. Написано в виде фуги.
<score sound="1">

\relative g' {

\key cis \minor \time 2/2
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 44
\set Staff.midiInstrument = "violin"
\partial 4 gis(\< |
bis2 cis) | a2.\sf\> gis4\p(| fis a gis fis | e fis) gis2\laissezVibrer |

} </score>

  • 2. Allegro molto vivace. Лирический танец на народную тему. Тональность ― ре мажор, размер ― 6
    8
    . Часть написана в сонатной форме.
<score sound="1">

\relative d' {

\key d \major \time 6/8
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2. = 80
\set Staff.midiInstrument = "violin"
\partial 4. d4.\pp(|
d'4.)~ d4(cis8) |
cis4(ais8 b4 cis8 |
d4 cis8 e d b) |
b4(a8 d4 e8 |
fis4 e8 d4 cis8) |
cis4\(ais8 b4 cis8 |
d4\< cis8 e(\> d) b-.\) |
a4\!

} </score>

  • 3. Allegro moderato – Adagio. Речитатив в тональности си минор (модуляция в ми мажор является кратким введением в следующую часть).
  • 4. Variations. Представляет собой набор из семи вариаций (6 полных и 1 неполная, с кодой) на тему, написанную в ля мажоре.
<score sound="1">

{

  1. (set-global-staff-size 19)

\relative a' {

\key a \major \time 2/4
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 60
\set Staff.midiInstrument = "violin"
<<
{r8\p a4^\markup { \italic dolce }(b16 a | gis8) r8 r4 | r8 d'4(e16 d | 
cis8) r8 r4 \break 
\overrideProperty Score.NonMusicalPaperColumn.line-break-system-details #'((Y-offset . 17))
r8 a'4(\< g16\> eis)\! | eis8(fis) r4 | r8 e16(d cis8) r | r fis,16(e dis8) r | r8 }
\\
{r8 cis4.(| d8) gis4(a16 gis | d'8) b,4.(| a8) cis'4(d16 cis | a'8) r r4 | r8 fis4(\< e16\> cis\! | dis8)\noBeam b,(cis)\noBeam b'16(a | gis8) r r d16(b | a8) }
>>

} } </score>

<score sound="1">

\relative b' {

\key e \major \time 2/2
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 1 = 116
\set Staff.midiInstrument = "violin"
b4-.\p gis-. e-. gis-. |
b2(e) |
dis4-. e-. fis-. gis-. |
a4 r r2 |
gis4-. fis-. e-. dis-. |
cis2(fis) |
gis4\f gis gis gis |
gis r4 r2 |

} </score>

  • 6. Adagio quasi un poco andante. Эта часть написана в соль-диез миноре и является медленным, мрачным вступлением к следующей части.
  • 7. Allegro. Финал квартета написан в сонатной форме и заканчивается в до-диез миноре. Первая тема отличается двойственностью характера:
<score sound="1">

\relative c' {

\key cis \minor \time 2/2
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 132
\set Staff.midiInstrument = "violin"
cis4-.\ff r4 r2 |
r4 cis8(e gis4-.) a8(cis, |
bis4) r4 r2 |
r4 bis8(dis gis4-.) a8(bis, |
cis4) r4

} </score>

<score sound="1">

\relative c \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {

\key cis \minor \time 2/2
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 132
\set Staff.midiInstrument = "violin"
\partial 2 cis4 r8 dis |
\once \override Score.BarNumber #'break-visibility = ##(#f #t #t) \set Score.currentBarNumber = #5 \bar "|"
e4 r8 fis gis4 r8 a |
gis4 r gis r8 fis |
e4 r8 dis e4 r8 cis |
dis4 r cis r8 dis |
e4 r8 fis gis4 r8 ais |
b4 r b r8 gis |
ais4 r8 gis ais4 r8 fisis |
gis4 r

} </score>

Ей противопоставляется вторая тема, лирическая:

<score sound="1">

\relative a \new Staff \with { \remove "Time_signature_engraver" } {

\key cis \minor \time 2/2
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 2 = 132
\set Staff.midiInstrument = "violin"
\set Score.currentBarNumber = #56 \bar ""
gis2~\p gis8(fis e dis |
e dis cis b a gis fis e) |
e4.(_\markup { \italic cresc.} dis8) b2_\markup { \italic espress. }^\markup { \italic "poco riten." } |
b b |

} </score>

Критика

Многие известные композиторы считали этот квартет гениальным сочинением. Так, Франц Шуберт после прослушивания этой композиции сказал: «Что нам остаётся писать после этого?»[1] Роберт Шуман отметил, что квартет обладает «величием, которое нельзя выразить никакими словами. Мне кажется, что он стоит на крайней границе всего, что было достигнуто человеческим воображением»[2]. Музыкальный критик Джозеф Керман отметил лиризм фуги в этом произведении.[3]

Примечания

  1. Woolfe, Zachary. At Mozart Festival, Dvorak and Others Shine (8 August 2011).
  2. Robert Schumann. Music and Musicians: Essays and Criticisms. — Oxford University Press, 1877. — P. 391.
  3. Kerman, 1967, p. 330.

Литература

  • Kerman, Joseph. The Beethoven Quartets. — Knopf, 1967. — ISBN 9780193151352.

Ссылки