Строительное образование
Строи́тельное образова́ние — профессиональное образование в строительной отрасли, включает начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
История
В Древней Руси профессиональные строительные навыки передавались при непосредственной работе ученика, подмастерья в составе артели. Распространению умений способствовало то, что строительство зданий по природе своей было коллективным. Первыми профессиональными руководителями строек были десятники, производители работ, архитекторы. С появлением сначала эмпирических, а затем научно обоснованных методов расчёта, конструирования и строительства стали возникать профессиональные учебные заведения. Для низшего и среднего звена управления в России организовывались школы десятников по строительному делу, а также курсы по подготовке техников-строителей. Во Франции первое строительное училище было основано в 1740 году архитектором Блонделем[1].
Одним из первых высших учебных заведений в области строительства и инженерного дела вообще был Петербургский государственный университет путей сообщения, основанный в 1809 году. Он готовил специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации дорожных, а также гидротехнических сооружений. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет был основан в 1832 году под названием «Училище гражданских инженеров» и является старейшим в России среди специализированных вузов строительного профиля. Крупнейшим среди строительных вузов России является Московский государственный строительный университет, основанный в 1921 году и подготовивший свыше 90 тысяч инженеров.
Международная ассоциация строительных вузов (АСВ) объединяет 142 вуза России и стран СНГ.
На протяжении многих лет основными уровнями квалификации специалистов в области строительства были техник-строитель (с трехлетним сроком обучения в средних специальных учебных заведениях) и инженер-строитель (с пятилетним сроком обучения в высших учебных заведениях). В связи с присоединением России к Болонскому процессу высшее строительное образование переходит на двухуровневую систему бакалавр-магистр с 4 и 6 годами обучения соответственно. При этом в учебных планах каждого цикла образования (см. ниже) выделяется базовая часть (обязательная для всех вузов), вариативная часть (устанавливаемая вузом) и дисциплины по выбору студента.
Начальное образование
Среднее образование
Новый перечень направлений подготовки предусмотрен Министерством образования и науки РФ для среднего образования[2].:
Специальность (направление) | Квалификация |
---|---|
07.02.01 Архитектура | Архитектор |
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома |
Техник |
Перечень может быть изменен при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов.
Высшее образование
Для студентов, принятых в вузы до введения новых государственных образовательных стандартов, действует перечень направлений подготовки[3], который включает для бакалавров специальности:
- 270100 Строительство (бакалавр техники и технологии)
- 270300 Архитектура (бакалавр архитектуры)
- 270400 Градостроительство (бакалавр градостроительства)
для магистров:
- 270100 Строительство (магистр техники и технологии)
- 270300 Архитектура (магистр архитектуры)
- 270400 Градостроительство (магистр градостроительства)
для дипломированных специалистов (инженеров):
- 270101 Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий строительных материалов, изделий и конструкций
- 270102 Промышленное и гражданское строительство
- 270104 Гидротехническое строительство
- 270105 Городское строительство и хозяйство
- 270106 Производство строительных материалов, изделий и конструкций
- 270109 Теплогазоснабжение и вентиляция
- 270112 Водоснабжение и водоотведение
- 270113 Механизация и автоматизация строительства
- 270114 Проектирование зданий (инженер-архитектор)
- 270115 Экспертиза и управление недвижимостью
- 270201 Мосты и транспортные тоннели (инженер путей сообщения)
- 270204 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (инженер путей сообщения)
- 270205 Автомобильные дороги и аэродромы
- 270301 Архитектура (архитектор)
- 270302 Дизайн архитектурной среды (архитектор-дизайнер)
- 270303 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия (архитектор-реставратор)
К родственным инженерным специальностям, которые могут быть получены в некоторых строительных вузах и на факультетах, относятся:
- 080502 Экономика и управление на предприятии (экономист-менеджер)
- 080507 Менеджмент организации (менеджер)
- 080801 Прикладная информатика (информатик в строительстве)
- 120301 Землеустройство
- 120302 Земельный кадастр
- 120303 Городской кадастр
- 130501 Проектирование, строительство и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
- 130601 Морские нефтегазовые сооружения
- 190205 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
- 230401 Прикладная математика (инженер-математик)
- 280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
- 280202 Инженерная защита окружающей среды и др.
В 2010 году действует также перечень направлений подготовки, по которым проводятся вступительные испытания творческой направленности[4]. В этот перечень входят:
- 270114 Проектирование зданий
- 270301 Архитектура
- 270302 Дизайн архитектурной среды
- 270303 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия
- 270400 Градостроительство.
В соответствии с новым Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования[5] для квалификации (степени) «бакалавр» предусмотрено два направления в области архитектуры и строительства:
- 270100 Архитектура
- 270800 Строительство,
а для квалификации (степени) магистр — три направления:
- 270100 Архитектура
- 270800 Строительство
- 271000 Градостроительство.
Впоследствии[6] был утвержден перечень направлений, по которым в виде исключения присваивается степень «специалист», а не бакалавр или магистр. В него вошли:
- 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
- 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
- 271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.
Приведённые перечни могут изменяться при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов.
Выпускники строительных вузов в соответствии с образовательными программами могут вести проектно-конструкторскую, организационно-управленческую, инженерно-консультационную, производственно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность. В учебных планах по строительному образованию выделяются гуманитарный (социально-экономический) цикл, математический и естественно-научный цикл, общепрофессиональный и специальный циклы дисциплин.
Например, к базовой части профессиональных дисциплин для обучения бакалавра техники и технологии в строительстве относят начертательную геометрию, инженерную графику, инженерную геодезию, инженерную геологию, материаловедение, сопротивление материалов, механику грунтов, электротехнику, безопасность жизнедеятельности, метрологию, архитектуру и др. К специальным дисциплинам в зависимости от профиля обучения могут быть отнесены железобетонные конструкции, металлические конструкции, основания и фундаменты, технология строительного производства, организация строительства, правовые и экономические дисциплины и т. д.
Следует отметить, что в Российской Федерации отсутствие профильного высшего или среднего специального образования не является формальным препятствием для занятия должности специалиста или руководящей должности в строительстве (в отличие от врача, юриста и некоторых других профессий). В то же время наличие профильного образования у специалистов проектно-изыскательских и строительных организаций является важным условием для получения последними допуска к работам, влияющим на безопасность объектов строительства.
По специальности 270114 (2914) «Проектирование зданий» присваивается квалификация «инженер-архитектор». Специальность, объединяющая и инженера, и архитектора появилась еще до середины XX в. Подготовка таких специалистов традиционно велась в проектных мастерских как «чистыми» архитекторами, так и инженерами, руководителями строительных организаций.[7]
Ссылки
- ↑ Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
- ↑ «Приказ от 29.10.2013 г. № 1199 Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» . Дата обращения: 1 января 2020. Архивировано 9 февраля 2022 года.
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ 12.1.2005 № 4 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования»
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.9.2008 № 256 «О перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности»
- ↑ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»
- ↑ Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) „специалист“»
- ↑ Е. Балакина, декан факультета ИАФ (ИСА-МГСУ).Профессия «инженер-архитектор»: обучение и практика (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2011. Архивировано 22 февраля 2009 года.