Перейти к содержанию

Стрелкова, Александра Ивановна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александра Стрелкова
Имя при рождении Александра Ивановна Стрелкова
Дата рождения 1833(1833)
Дата смерти 1902(1902)
Профессия актриса

Александра Ивановна Стрелкова, она же Стрелкова 4-я (около 1833—1902) — русская драматическая актриса.

Происходит из семьи крепостных актёров Стрелковых, родоначальники которой играли в крепостном театре кн. Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде.

В конце 1830 и 1840-х гг. в Нижегородском театре работали около 10 актёров Стрелковых. В одно время с ней на сцене Малого театра играла её старшая сестра, тоже известная русская актриса Таланова, Хиония Ивановна.

С детских лет выступала как танцовщица в дивертисментах на сцене Нижегородского театра как Стрелкова 4-я. В 1852 дебютировала в Казанском театре в драматических ролях.

Среди её первых ролей — Мария («Материнское благословение» Деннери, перевод Н. А. Некрасова, 1852). В этой роли проявились горячий темперамент актрисы, искренность в передаче драматических переживаний девушки из народа. Талант её развивался под руководством антрепренёра и актёра Н. К. Милославского, возглавлявшего Казанский театр, и своей сестры X. И. Стрелковой… Трагическим образам актрисы были свойственны активность, страстность натуры, актриса умела передавать глубокую боль чистой женской души, страдающей в жестоком мире. П. А. Стрепетова писала о ней: «В исходе 50-х и начале 60-х годов А. И. Стрелкова была на высоте своей славы. Её огромный талант-самородок достиг тогда полной зрелости, и по всему протяжению Волги, от Твери до Астрахани, имя этой даровитой артистки гремело из конца в конец» («Жизнь и творчество трагической актрисы», 1959, с. 142-43).

Александра Стрелкова играла в Казани, Орле, Саратове, Одессе, Киеве и др. городах. В 1870-х гг. перешла на амплуа пожилых женщин. Работала в Народном театре на Политехнической выставке в Москве (1872), Санкт-Петербургском Александринском театре (1878—1882), один театральный сезон провела вместе со старшей сестрой в московском Малом театре (1891-92), потом снова на провинциальных сценах.

Роли: Мария Стюарт; Эсмеральда (пьеса по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго), Вероника («Уголино» Полевого), графиня Клара д’Обервиль (по произведениям Анисе-Буржуа и Деннери); Мурзавецкая («Волки и овцы»), Катерина и позже Кабаниха («Гроза» Островского), Пошлепкина («Ревизор»), Простакова («Недоросль»), королева Гертруда («Гамлет»), леди Макбет («Макбет»), Таисия («Свекровь» Чаева) и др. Критики особо выделяли исполнение ролей: Катерина («Гроза») и Лизавета («Горькая судьбина» Писемского).

Литература

  • «Голос», 1878, Николaeв Н., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898.