Столкновение двух Ан-2 над Тавдой

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Столкновение над Тавдой
Рейсы 397 и 801 Аэрофлота
Ан-2 компании Аэрофлот, идентичный обоим столкнувшимся самолётамАн-2 компании Аэрофлот, идентичный обоим столкнувшимся самолётам
Общие сведения
Дата 7 мая 1977 года
Время 14:02
Характер Столкновение в воздухе
Причина Ошибка авиадиспетчеров, сложные метеоусловия
Место Союз Советских Социалистических Республик близ Новосёловки, 18 км Ю аэропорта Тавда, Тавдинский район Свердловской области (РСФСР, СССР)
Координаты 57°54′40″ с. ш. 65°15′20″ в. д.HGЯO
Погибшие 29 (14+15)
Воздушное судно
Модель Ан-2
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Аэрофлот (Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Плеханово, Тюмень
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Тавда
Рейс 397 дополнительный
Бортовой номер СССР-15925
Дата выпуска 2 ноября 1960 года
Пассажиры 13
Экипаж 2
Погибшие 15 (все)
Второе воздушное судно
Модель Ан-2ТП
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Аэрофлот (Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Уктус, Свердловск
Остановки в пути

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Туринская Слобода
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Туринск
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Таборы


Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Тавда
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Плеханово, Тюмень
Рейс Щ-801
Бортовой номер СССР-44992
Дата выпуска 28 декабря 1962 года
Пассажиры 12
Экипаж 2
Погибшие 14 (все)

Столкновение над Тавдой — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 7 мая 1977 года, когда в небе в районе аэропорта Тавда столкнулись два самолёта Ан-2 компании Аэрофлот, при этом погибли 29 человек.

Самолёты и экипажи

Ан-2 с заводским номером 114847316 и бортовым СССР-15925 из 1-го Тюменского объединённого авиаотряда Тюменского управления гражданской авиации был выпущен 2 ноября 1960 года и имел общую наработку 17 514 лётных часов и 17 391 цикл (посадку). Пилотировал его экипаж из 246 лётного отряда, состоящий из командира А. Ф. Чагина и второго пилота С. А. Баева[1].

Ан-2ТП с заводским номером 1G27-15 и бортовым СССР-44992 из 2-го Свердловского объединённого авиаотряда Уральского управления гражданской авиации был выпущен 28 декабря 1962 года и имел общую наработку 16 932 лётных часа и 16 482 цикла (посадки). Пилотировал его экипаж из 123 лётного отряда, состоящий из командира Г. Д. Борисенко и второго пилота Ю. А. Щеклеина[2].

Предшествующие обстоятельства

В данный день Ан-2 борт 44992 выполнял Щ-801 по маршруту Свердловск — Туринская Слобода — Туринск — Таборы — Тавда — Тюмень. Вылетев из свердловского аэропорта Уктус, в 11:14[* 1] рейс 801 приземлился в Туринской Слободе. Затем в 11:22 был выполнен взлёт и самолёт направился было в Туринск, однако на маршруте полёта он столкнулся со сложными метеорологическими условиями, при этом видимость упала ниже метеорологического минимума, поэтому экипаж вернулся в Туринскую Слободу. Когда погода улучшилась, было принято решение изменить маршрут полёта и направляться в Тавду, минуя Туринск и Таборы. В 12:35 рейс 801 произвёл взлёт, а в 13:02 приземлился в аэропорту Тавда[1].

В 11:33 мск (13:33 местного времени) из тюменского аэропорта Плеханово вылетел Ан-2 борт 15925, который выполнял дополнительный рейс 397 в Тавду, а на его борту находились 2 члена экипажа и 13 пассажиров, включая 2 детей. Согласно полученному экипажем прогнозу погоды, на маршруте ожидалась средняя сплошная облачность и переменная облачность высотой 150—200 метров, дождь, видимость от 2 до 4 км, ветер слабый. Данные погодные условия были выше метеорологического минимума. При этом в Тавду не поступало никаких данных о полёте рейса 397 и его вылете из аэропорта Плеханово[1].

В 11:56 мск экипаж борта 15925 перешёл на связь с КДП местных воздушных линий аэропорта Тавда и доложил о полёте из Тюмени на высоте 200 метров, а расчётное время посадки — 12:07. В это же время в зону аэропорта Тавда с интервалом всего 3 минуты (при видимости менее 4 км он должен составлять 10 минут) со стороны Тюмени вошли ещё два Ан-2, по которым в Тавду не поступало данных о планах полётов и сведений о вылете[1].

Столкновение

Тем временем, в 13:53 из аэропорта Тавда в Тюмень вылетел борт 44992, на котором находились 2 члена экипажа и 12 пассажиров, включая 2 детей. Согласно полученному экипажем прогнозу, на маршруте ожидалась сплошная средняя облачность и переменная слоисто-кучевая облачность высотой 400—600 метров, дождь, дымка, видимость от 6 до 10 км, умеренная болтанка. Диспетчер дал разрешение экипажу борта 44992 на выход из зоны аэропорта на высоте 150 метров по правилам визуальных полётов, после чего, не зная о встречных самолётах, диспетчер аэропорта Тавда на 20 минут ушёл со своего рабочего места. Экипажи прибывающих самолётов получали условия подхода, погоду в аэропорту Тавда и время вылета борта 44992 от радиооператора наземного канала[1].

Самолёты, летя навстречу друг другу, наиболее вероятно, вошли в зону, где шли дождь с мокрым снегом, высота облачности составляла 150—200 метров, а видимость около 2 км. В 14:02 (12:02 МСК) в 200—300 метрах южнее деревни Новосёловка (Тавдинский район) и в 18 км южнее аэропорта Тавда (азимут 186°) борта 15925 и 44992 на высоте 175 метров врезались друг в друга левыми полукоробками, после чего, потеряв управление, упали на поле в 392 метрах друг от друга и разрушились. Все находившиеся в обоих самолётах 29 человек погибли[1].

Причины

Согласно выводам комиссии, к катастрофе привели неудовлетворительное обеспечение полётов на местных воздушных линиях в Тюменском и Уральском управлениях гражданской авиации и отсутствие авиадиспетчера аэропорта Тавда на рабочем месте, а также внезапное попадание экипажей в сложные метеоусловия, затруднявшие выполнение визуальных полётов. По вопросу, какая из причин (отсутствие авиадиспетчера на рабочем месте или сложные метеоусловия) являлась главной, а какая сопутствующей, мнения членов комиссии разделились[1].

Примечания

Комментарии

  1. Здесь и далее время указано по часовому поясу Свердловской области

Источники