Стехиометрическая горючая смесь
Стехиометри́ческая горю́чая смесь (от др.-греч. στοιχεῖον «основа; элемент» + μετρέω «измеряю») — смесь окислителя и горючего, в которой окислителя ровно столько, сколько необходимо для полного окисления горючего.
Стехиометрическая смесь обеспечивает полное сгорание топлива без остатка избыточного окислителя в продуктах горения.
Определения
Отношение количества окислителя к количеству топлива в процессе сжигания или в горючей смеси топливо — окислитель измеряют либо в виде отношения масс, либо в отношении объёмов, либо в отношении количества молей. Соответственно, различают массовое [math]\displaystyle{ L_0, }[/math], объёмное [math]\displaystyle{ L_V }[/math] и молярное [math]\displaystyle{ L_M }[/math] отношения:
- [math]\displaystyle{ L_0 = \frac {m_o} {m_{f}}, }[/math]
- [math]\displaystyle{ L_V = \frac {V_o} {V_{f}}, }[/math]
- [math]\displaystyle{ L_M = \frac {M_o} {M_{f}}, }[/math]
- где [math]\displaystyle{ m_o,\ m_{f} }[/math] — массы окислителя и топлива;
- [math]\displaystyle{ V_o,\ V_{f} }[/math] — объёмы окислителя и топлива;
- [math]\displaystyle{ M_o,\ M_{f} }[/math] — молярное количество окислителя и топлива (число молей).
Для газообразных смесей топлива и окислителя в соответствии с законом Авогадро [math]\displaystyle{ L_M = L_V. }[/math]
Если в процессе химической реакции горения в продуктах горения не будет ни свободного окислителя, ни несгоревшего топлива, то такое соотношение топлива и окислителя называют стехиометрическим.
Например, реакция горения водорода в кислороде со стехиометрическими коэффициентами:
- [math]\ce{ 2H2 + O2 -> 2H2O }[/math].
В этой реакции в продуктах горения (в правой части уравнения) нет ни горючего, ни окислителя, причём на 2 моля водорода требуется 1 моль кислорода, или, по закону Авогадро, на 2 объёма водорода 1 объём кислорода, или на 4 г водорода 32 г кислорода, то есть, при полном сгорании водорода без избытка кислорода: [math]\displaystyle{ L_{Vst} = L_{Mst} = 1/2 = 0,5, }[/math] [math]\displaystyle{ L_{0st} = 32/4 = 8. }[/math] Эти численные значения называют стехиометрическими отношениями.
Стехиометрические отношения зависят от вида топлива и окислителя, например, в реакции горения метана в кислороде:
- [math]\ce{ CH4 + 2O2 -> CO2 + 2H2O }[/math]
- [math]\displaystyle{ L_{Vst} = L_{Mst} = 2, }[/math] [math]\displaystyle{ L_{0st} = 64/16 = 4. }[/math]
Коэффициентом избытка окислителя называют отношение фактического отношения окислитель/топливо к стехиометрическому:
- [math]\displaystyle{ \alpha = L_0/L_{0st} = L_V/L_{Vst} = L_M/L_{Mst}, }[/math]
причём [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] не зависит в каком виде определено отношение окислитель/топливо массовом, молярном или объёмном. Очевидно, что при стехиометрическом отношении окислитель/топливо [math]\displaystyle{ \alpha = 1. }[/math]
Смеси топливо/окислитель у которых [math]\displaystyle{ \alpha \lt 1 }[/math] называют богатыми смесями, а [math]\displaystyle{ \alpha \gt 1 }[/math] — бедными.
В зарубежной научно-технической литературе коэффициент избытка окислителя обычно обозначают буквой [math]\displaystyle{ \lambda. }[/math]
Также используется параметр, называемый коэффициентом избытка топлива [math]\displaystyle{ \phi = 1/\alpha, }[/math] величина, обратная к коэффициенту избытка окислителя.
Отношение воздух/топливо и коэффициент избытка воздуха
Наиболее часто используемый окислитель — кислород атмосферного воздуха, поэтому часто используется понятие коэффициент отношения воздух/топливо — отношение массы [math]\displaystyle{ L_{0a} }[/math] или объёма [math]\displaystyle{ L_{Va} }[/math] воздуха к массе или объёму топлива:
- [math]\displaystyle{ L_{0a} = \frac {m_a} {m_{f}}, }[/math]
- [math]\displaystyle{ L_{Va} = \frac {V_a} {V_{f}}, }[/math]
- где [math]\displaystyle{ m_a,\ m_f }[/math] — массы воздуха и топлива;
- [math]\displaystyle{ V_a,\ V_f }[/math] — объёмы воздуха и топлива.
Иногда, при расчётах по стехиометрическим уравнениям горения, применяют молярное отношение воздуха к топливу, при этом считают, что молекулярная масса воздуха примерно равна 29 г/моль.
- [math]\displaystyle{ L_{Ma} = \frac {M_a} {M_{f}}, }[/math]
- где [math]\displaystyle{ M_a,\ M_{f} }[/math] — молярное количество воздуха и топлива (число молей).
Горючее | [math]\displaystyle{ L_{0ast} }[/math] | [math]\displaystyle{ L_{Vast} }[/math] | [math]\displaystyle{ L_{Mast} }[/math] |
---|---|---|---|
Водород | 34,2 | 2,43 | 2,4 |
Метан | 17,2 | 9,66 | 9,5 |
Пропан | 16,1 | 24,2 | 23,5 |
Бутан | 15,4 | 30,8 | 31,0 |
Бензин Б-70 | 14,7 | 9430 | 54,2 |
Воздух содержит другие газы, не участвующие в процессе горения, в основном это азот с объёмной (и молярной) концентрацией около 78 %. Для расчёта стехиометрического соотношения воздух/топливо этот азот и другие инертные газы нужно учитывать в уравнении химической реакции, для простоты коэффициентов уравнения примем, что в воздухе на 1 молекулу (объём) кислорода приходится 4 молекулы (объёма) азота, тогда уравнение горения метана в воздухе будет:
- [math]\ce{ CH4 + 2O2 + 8N2 -> CO2 + 2H2O + 8N2 }[/math],
откуда следует, что на 1 объём метана для стехиометрического горения в воздухе требуется приблизительно 10 объёмов воздуха, точнее — 9,66 объёмов, расхождение обусловлено тем, что в уравнении не учтён аргон воздуха с концентрацией около 1 об. % и точное объемное значение концентрации кислорода в воздухе равное 20,95 %.
Стехиометрические отношения воздух/топливо для некоторых топлив приведены в таблице для воздуха при температуре 25°С и давлении 100 кПа.
Отношение фактического объёма или массы воздуха к стехиометрическому объёму или массе воздуха называют коэффициентом избытка воздуха [math]\displaystyle{ \alpha }[/math][1]:
- [math]\displaystyle{ \alpha = L_{0a}/L_{0ast} = L_{Va}/L_{Vast} = L_M/L_{Mst}. }[/math]
Коэффициент избытка воздуха в различных топливосжигающих устройствах и двигателях
Двигатели внутреннего сгорания
Коэффициент избытка воздуха [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] всегда для стехиометрической смеси равен единице. Но практически в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) этот коэффициент отличается от 1. Так например, оптимальный с точки зрения экономичности [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] для двигателей с искровым зажиганием 1,03—1,05, это превышение обусловлено тем, что из-за несовершенства смешения топлива с воздухом в карбюраторе или цилиндре двигателя с впрыском топлива для полного сгорания топлива необходимо небольшое увеличение [math]\displaystyle{ \alpha }[/math]. С другой стороны, наибольшая мощность двигателя при прочих равных достигается при работе на более богатых смесях ([math]\displaystyle{ \alpha = 0,83...0,88 }[/math]). На рисунке показаны зависимости мощности и экономичности двигателя с искровым зажиганием от [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] и соотношения воздух/топливо для бензина при некоторых значениях [math]\displaystyle{ \alpha }[/math]. Так, для бензина стехиометрическое соотношение воздух/топливо по массе составляет 14,7, для смеси пропан-бутан это соотношение равно 15,6.
В современных двигателях поддержание [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] близкого к оптимальному осуществляется с помощью автоматической системы управления соотношением топливо/воздух. Основным датчиком в таких системах служит датчик концентрации свободного кислорода в выхлопных газах двигателя — так называемый лямбда-зонд.
В дизельных двигателях для исключения сильного сажеобразования [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] поддерживают на уровне 1,1…1,3[2].
Газовые турбины
В камере сгорания газовой турбины, например двигателя самолёта [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] поддерживается близким к 1. Но перед лопатками турбины для снижения температуры газа из соображений жаропрочности лопаток газ из камеры сгорания разбавляется воздухом, отбираемым от компрессора турбины, что снижает его температуру от приблизительно 1600 °C до 1300…1400 °C, поэтому [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] в выхлопных газах турбины [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] значительно больше 1 и достигает 5.
Промышленные, отопительные и бытовые котлы
[math]\displaystyle{ \alpha }[/math] в таких котлах существенно зависит от вида топлива. В газовых котлах небольшой мощности или производительности [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] составляет 1,2…1,4, в крупных энергетических котлах сжигающих природный газ — 1,03…1,1. В котлах, работающих на жидком и твёрдом топливе для полноты сгорания [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] поддерживается в пределах от 1,5 до 2…3.
Примечания
- ↑ ГОСТ Р 51847-2001: Аппараты водонагревательные проточные газовые бытовые типа А и С. Общие технические условия. . Дата обращения: 14 января 2018. Архивировано 19 октября 2017 года.
- ↑ Klaus Schreiner: Basiswissen Verbrennungsmotor: Fragen — rechnen — verstehen — bestehen. Springer, Wiesbaden, 2014. ISBN 978-3-658-06187-6. S. 112
Литература
- Baehr H. B. Thermodynamik, Springer-Verlag, Berlin/Heidelberg 1988, ISBN 3-540-18073-7.
- Льюис Б., Эльбе Г. Горение, пламя и взрывы в газах. Пер. с англ. под ред. К. И. Щелкина, А. А. Борисова. М.: Мир 1968
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |