Стелла Кренцбах

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Сте́лла Кре́нцбах — мифический персонаж, впервые упоминающийся в 1950-е годы в прессе украинской эмиграции в Канаде. По информации, восходящей к этим публикациям, — еврейка из Болехова (ныне Ивано-Франковская область), санитарка, член УПА в годы Второй мировой войны, после войны якобы работавшая в МИД Израиля.

Источники информации

Источником биографических сведений о ней являются «воспоминания» «Ещё живу благодаря УПА», опубликованные впервые в выпусках газеты «Наша мета[укр.]» (Nasha Meta) в ноябре-декабре 1954 года в Торонто[1][2] в Канаде и позже перепечатанные в 1993 году на Украине[2].

В публикациях схожего происхождения можно встретить упоминания о том, что историк Филипп Фридман[англ.] в статье «Еврейское сопротивление», изданной Яд ва-Ше́м в 1958 году, писал:

«Это происходило также в Украинской повстанческой армии Степана Бандеры (бандеровцы). Я знаю несколько врачей евреев которые были там, также существуют опубликованные свидетельства, подобно воспоминаниям Стеллы Кренцбах (Stella Kranzbach). Некоторые из украинских лидеров (прим. УПА) знали, что эти люди были евреями, но были и другие, которым их еврейское происхождение было вообще безразлично»[3].

Распространители «воспоминаний Стеллы Кренцбах» утверждали, что в дальнейшем она жила в Израиле, работала генеральным секретарём министерства иностранных дел Израиля, а сразу после публикации мемуаров в «Вашингтон пост» была убита при неизвестных обстоятельствах[2].

Однако, как выяснил ещё в 1959 году Филипп Фридман, женщина с таким именем в Израиле не жила и в МИД Израиля не работала, более того, должность «генерального секретаря» в МИД Израиля не существовала. В том же году Филипп Фридман написал в статье, посвящённой украинско-еврейским отношениям во время нацистской оккупации[4], следующее:

Еврейка Стелла Кренцбах рассказывает об этих курсах в своих мемуарах, опубликованных в изданиях «Наша мета» (Торонто 27 ноября и 4 декабря 1954 года); «Украинске слово» (Буэнос-Айрес ?, 10 октября 1954 года); Календарь-альманах на 1957 год (Буэнос-Айрес, стр. 92—97). Календарь также содержит статью Дмитрия Андреевского (стр. 88—91), в которой он утверждает, что Стелла Кренцбах уехала после войны в Палестину, где позже работала секретарём в министерстве иностранных дел. Спустя несколько недель после публикации её мемуаров в «Вашингтон пост» (согласно украинским источникам эта публикация была первой) она была застрелена при загадочных обстоятельствах. Я проверил «Вашингтон пост» за указанный период и не нашел её мемуаров. По моей просьбе д-р Н. М. Гельбер (Иерусалим) сделал запрос в министерство иностранных дел. Ответ гласил, что в министерстве никогда не было работника с таким именем и что такой случай убийства им совершенно неизвестен. Более того, тщательный анализ текста «мемуаров» привёл нас к выводу, что вся эта история — «утка». Аналогично, украинский писатель Б. Кордюк окрестил её «мистификацией», утверждая, что «ни один из членов УПА», известных ему, «никогда не встречал её и не слышал о ней». (Kordiuk B. «Pro lyudei spownenikh samoposwiati» Suchasna Ukraina, Мюнхен 20 июля 1958 г., стр. 7)

Позже запрос о Стелле Кренцбах в МИД Израиля, где она якобы работала, и о её предположительном убийстве после публикации мемуаров делал и историк Пер Андерс Рудлинг. Ответ также был отрицательным, что наряду с мнением Кордюка и Фридмана, убедило Рудлинга в мистификационном характере истории[5].

Распространявшие сведения про Кренцбах националисты так и не ответили на публикации Кордюка и Фридмана[2].

Новая волна публикаций о Стелле в последние годы связана с размещением истории в блоге поэта М. Фишбейна[2]

История Стеллы Кренцбах была воспроизведена в книге украинского историка Жанны Ковбы «Человечность в бездне ада: Поведение городского населения Восточной Галичины в годы „окончательного решения еврейского вопроса“»[6] на основе публикации Кренцбах «Живу благодаря УПА»[7] в львовской газете «Поклик сумління»; известен также французский перевод этой статьи в журнале «L’Est européen», издававшемся Союзом украинцев во Франции[8].

Биография согласно мемуарам

По утверждению издания «Наша мета» («Наша цель») 1954 года, она была дочерью раввина. Окончила гимназию в Болехове, затем в 1939 году философский факультет Львовского университета. 28 сентября 1939 года должна была выехать в Палестину к родителям, однако в результате присоединения Западной Украины к СССР не смогла этого сделать.

По утверждению издания «Наша мета», до 1940 года преподавала в одной из школ Львова, а в 1940 году попала в поле внимания НКВД, вынуждена была скрываться от депортации в Сибирь. Как пишется в воспоминаниях Стеллы Кренцбах, опубликованных в 1950-е годах и перепечатанных в блоге поэта Моисея Фишбейна, в НКВД «пришёл приказ вывозить всех евреев в Сибирь, и всё»[9]). Убежище предоставила её школьная подруга Ольга, дочь грекокатолического священника из Болехова. Во время немецкой оккупации жила под чужой фамилией, работала портнихой. Подруга Ольга был связана с украинским подпольем, посоветовала Стелле вступить в УПА. В рядах УПА С. Кренцбах прошла шестимесячные курсы по подготовке санитаров.

По утверждению издания «Наша мета», после восстановления советской власти в июле 1944 года, по поручению украинского подполья устроилась секретаршей начальника милиции в Рожнятове, активно сотрудничала с УПА.

Позже, весной 1945 года схвачена во время встречи со связными и была приговорена к смертной казни, но летом 1945 года освобождена во время захвата Рожнятова повстанцами УПА. Там же утверждается, что вместе с группами УПА ушла в Карпаты, работала в полевом госпитале УПА, а после разгрома соединения УПА летом 1946 года вместе с группой повстанцев пробилась в английскую зону оккупации Австрии.

Примечания

  1. The Memoirs of Dr Stella Kranzbach — Ukrainian language periodical «Nasha Meta», Toronto, Nos. 44, 45, 48 of 27 November, 1954 and No. 4 of 24 december, 1954
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Химка, Джон-Пол. Falsifying World War II history in Ukraine Архивная копия от 26 октября 2019 на Wayback Machine
  3. Yad Vashem Studies on the European Jewish Catastrophe and Resistance By Yad ṿa-shem, rashut ha-zikaron la-Shoʾah ṿela-gevurah. Yad Vashem, 1963. P. 125.
  4. Philip Friedman, «Ukrainian-Jewish Relations During the Nazi Occupation». Yivo Institute for Jewish Research, 1959
  5. Per A. Rudling, The OUN, the UPA and the Holocaust: A Study in the Manufacturing of Historical Myths, The Carl Beck Papers in Russian & East European Studies, No. 2107, November 2011, ISSN 0889-275X, s. 63., por. również s. 25
  6. Ж. Ковба. Людяність у безодні пекла. Поведінка місцевого населення Східної Галичини в роки «остаточного розв’язання єврейського питання» Архивная копия от 29 декабря 2007 на Wayback Machine. — Киев, 1998; 2-е изд. 2000 (эпизод с Кренцбах в главе «Новий порядок» — безодня пекла Архивная копия от 28 декабря 2007 на Wayback Machine).
  7. С. Кренцбах. Живу ще завдяки УПА // Поклик сумління, 20 июня 1993 г.
  8. S. Krenzbach. Je dois la vie a l’UPA. // L’Est européen, 1998, № 249—250 (см. [1] Архивная копия от 3 ноября 2007 на Wayback Machine).
  9. МОЙСЕЙ ФІШБЕЙН. MOSES FISHBEIN: СПОГАДИ СТЕЛЛИ КРЕНЦБАХ — «ЖИВУ ЩЕ ЗАВДЯКИ УПА». & Memoirs of Stella Krenzbach — «I Am Alive Thanks to the UPA». English translation. Дата обращения: 30 марта 2010. Архивировано 26 декабря 2010 года.

Литература

Ссылки

на русском языке
на других языках