Стаффаж

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. И. Левитан. Осенний день. Сокольники. Женская фигура написана художником Н. П. Чеховым. 1879. Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Стаффа́ж (нем. Staffage от staffieren — украшать картины фигурами) — «второстепенные элементы композиции, создающие фон, окружение, среду для основных фигур и подчёркивающие их значение, обогащающие сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами»[1].

Термин «стаффаж» чаще относят к искусству живописи, но его также используют в графике, например книжной, в декоративных росписях и рельефах. Близкие термины: атрибут, аксессуар, акциденция. Использование в изобразительной композиции вспомогательных элементов служит важным средством жанровой определённости в изобразительном искусстве, которое помогает художнику в создании конкретной жанровой разновидности (в иных концепциях: «жанровой формы»). Например: «Сельский пейзаж с фигурами», «Групповой портрет в интерьере». Причём главные и второстепенные фигуры в подобных композициях могут меняться местами.

Такая особенность сформировалась в искусстве германо-австрийского бидермайера 1815—1848 годов [2] (этим объясняется немецкое происхождение термина «стаффаж»). Немецкие живописцы Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, Антон Цвенгауэр, Юлиус Шоппе; австрийские Мориц фон Швинд, Франц Ксавер Петтер и многие другие изображали бюргеров на фоне пейзажа или в своих домах, в окружении детей, цветов в кадках, портретов на стенах, собак и кошек, своих жён за роялем или домашним рукоделием… Предметы быта, семейной обстановки порой становились важнее изображаемых персонажей, во всяком случае в отношении создания настроения уюта и благоденствия[3].

В русской живописи первой трети XIX века, сформировался оригинальный жанр под названием «в комнатах», в котором человеческая фигура или несколько фигур являются стаффажем, а главным становится изображение архитектурного интерьера[4]. В парадном групповом портрете на фоне интерьера или пейзажа, наоборот фигуры (либо полуфигуры) являются главными (что отвечает задачам портрета), а детали, окружение — стаффажем.

Впервые стаффаж достаточно определённо проявился в западноевропейской живописи на рубеже XVI—XVII веков, в процессе формирования новых жанров, стилей и школ в искусстве. Так, в голландской живописи XVII века, в частности, в картинах «малых голландцев», такая тенденция закреплялась цеховым правилом разделения труда: один живописец писал небо, другой деревья или корабли в море, третий — фигуры людей, четвёртый — стаффаж[5][6].

В академическом искусстве XVIII—XIX веков большие картины исторического жанра, парадные портреты, композиции на мифологические и библейские сюжеты по канону всегда дополняли стаффажем, характеризующем место и время изображаемых событий. В искусстве романтизма и сентиментализма стаффажные элементы имели особенно важное значение для характеристики действующих лиц; они были призваны создавать лирическое настроение и придавать смысловой контекст изображаемым героям и героиням.

В романтической пейзажной живописи[7], а также в жанрах путевых зарисовок и архитектурной графики: акварелях с видами городов, в частности популярных в XIX веке путевых альбомах с литографированными видами, стаффаж обретает иконографическое и научное значение. Среди иностранных художников, прославившихся такими альбомами, следует назвать в первую очередь А. Торелли, Д. А. Аткинсона, Дж. Уокера, Ш. К. Башелье, Ж. Бернардацци, из русских — братьев Чернецовых, В. С. Садовникова[8].

См. также

Примечания

  1. Власов В. Г.. Стаффаж // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 236
  2. Тарасов Ю. А. Бидермайер в немецко-австрийской живописи романтического и послеромантического времени // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 69—70
  3. Geismeier W. Biedermeier. Leipzig: E. A. Seeman Verlag, 1979
  4. Сарабьянов Д. В. Художники круга Венецианова и немецкий бидермайер // Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
  5. Ротенберг Е. И. Искусство Голландии XVII века. — М.: Искусство, 1971. — С. 176—208
  6. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 143—204
  7. Пилипенко В. Н. Романтизм и проблемы эволюции русской пейзажной живописи первой половины XIX века. — Автореферат дис. канд искусствоведения. — Л., 1983. — С. 8—13
  8. Скворцова Е. А. Творчество Д. А. Аткинсона и Д. Уокера в контексте русско-английских художественных связей конца XVIII — начала XIX веков. — Автореферат дис. канд. искусствоведения. — СПб., 2012

Литература

  • Большая Советская энциклопедия, 3-е издание, том 24, книга 1, стр. 462.

Ссылки