Статуи Айн-Газаля

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Двухголовая статуя из Музея Иордании. Ок. 6500 до н.э.

Статуи Айн-Газаля  — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании[англ.] в Аммане; одна экспонируется в Лувре. Одна из двухголовых статуй экспонировалась в Лувре Абу-Даби[1].

История обнаружения и датировка

Древнее поселение Айн-Газаль было обнаружено в 1974 году во время строительства дороги в окрестностях Аммана[2]. В 1980-х годах там начались археологические работы; в 1983 году были найдены статуи, вскоре ставшие всемирной сенсацией[3]. Они были отправлены для изучения и реставрации в Археологический институт в Лондоне. Двумя годами позже, в 1985 году, археологи обнаружили второй слой, содержавший статуи. Статуи второго слоя изучались и реставрировались в Смитсоновском институте[3]. В общей сложности было найдено 32 статуи[4]. Первый слой содержал 25 статуй (13 в полный рост и 12 бюстов), датированных 6750 годом (+/— 80 лет) до н. э. Во втором слое было 7 статуй (2 в полный рост, 3 двуглавых бюста и два фрагмента голов); их специалисты отнесли к 6570 (+/— 110 лет) году до н. э.[4]. В то время как большинство авторов однозначно датируют статуи 7-м тысячелетием до н. э.[5][6][7], в некоторых источниках их возраст указывается как более ранний: начало[8] или конец[9] 8-го тысячелетия до н. э. Во всяком случае, статуи Айн-Газаля принадлежат к числу наиболее ранних скульптурных изображений человека почти в натуральную величину (их высота достигает метра, тогда как большинство скульптур эпохи неолита имеют миниатюрные размеры). Долгое время они считались самыми ранними, пока в 1989 году в Турции не были найдены подобные статуи, датируемые 10-м тысячелетием до н. э.[10]

Описание

Статуя из Музея Иордании
Двухголовая статуя из Музея Иордании

Все статуи Айн-Газаля представляют собой человеческие фигуры или бюсты. Некоторые из них имеют по две головы, что уникально для докерамического неолита B (хотя подобные находки более позднего периода нередки)[11]. Полноростовые статуи имеют высоту около метра (90—104 см); бюсты — от 35 до 86 см[11]. Все они находились под полом необитаемых помещений, в углублениях, созданных, по-видимому, специально для них, и, вероятно, во время погребения были в хорошем состоянии[4]. Примечательно, что статуи в захоронениях ориентированы с востока на запад. Все они созданы в одной технике: каркас из тростника, покрытый толстым слоем штукатурки[12]. При большой высоте статуи имеют малую толщину — 5-10 см — то есть являются почти плоскими. Тем не менее, они, вероятно, могли стоять вертикально. У статуй непропорционально большие головы и удлинённые шеи; некоторые имеют по шесть пальцев на ногах и от четырёх до семи пальцев на руках. Половые органы отсутствуют; слегка намечены груди и ягодицы[12]. Черты лица своеобразны: очень маленькие носы, крошечные рты, огромные, широко посаженные глаза. Углублённые контуры глаз обводились смесью битума и древесного угля; нижние веки часто посыпались порошком зелёного диоптаза[13]. Вероятно, статуи были полихромными: на многих из них, особенно из первого слоя, сохранились следы пигментов, в том числе красные и чёрные полосы, возможно, изображавшие элементы одежды[6][14]. Не исключено также, что статуи имели настоящую одежду, волосы из камыша и различные украшения: всё это не сохранилось, но некоторые особенности отделки позволяют высказывать подобные предположения[15].

Значение и символика

Дениз Шмандт-Бессера в своей работе «‘Ain Ghazal „Monumental“ Figures: A Stylistic Analysis» (2013) приводит различные версии о предназначении айн-газальских статуй. Зачастую скульптура эпохи неолита представляет собой изображения особо почитавшихся предков или убитых врагов[16]. Однако в отношении статуй Айн-Газаля это маловероятно, в первую очередь потому, что многие из них — двухголовые.

Более правдоподобная гипотеза предполагает, что они могли быть связаны с магическими ритуалами, такими как экзорцизм, в которых вместо самого человека использовались замещающие его фигурки. Сохранились тексты, свидетельствующие о том, что подобные ритуалы проводились, в частности, в Вавилоне, причём после ритуала эти фигурки не уничтожали, а захоранивали[16]. В пользу этой гипотезы говорит материал статуй, явно не рассчитанный на долговечность, их захоронение в заброшенных домах и общий вид — плоские тела, белые лица, странные анатомические особенности. Весьма вероятно поэтому, что айн-газальские статуи изображали не людей, а духов[17]. С другой стороны, фигурки, использовавшиеся в магических ритуалах, были маленькими и лепились просто из глины, без использования более сложных технологий. Кроме того, духи не изображались ни двухголовыми, ни в виде женщин с обнажённой грудью.

Наконец, по третьей версии, статуи являются изображениями богов. Боги-близнецы встречаются в ближневосточной иконографии со времён неолита до 3-го тысячелетия до н. э.; известны также божества с несколькими лицами[18]. В пользу этой версии говорит также то, что одна из статуй представляет собой женщину, придерживающую руками объёмно вылепленные груди. Ещё две статуи повторяют этот жест, хотя одна из них повреждена, а у второй грудь и руки едва намечены. Известно, что в такой позе изображались божества изобилия, в том числе Инанна-Иштар[19]. Таким образом, если двухголовые и женские статуи прекрасно вписываются в теорию пантеона богов, вполне возможно, что и остальные статуи изображают некие божества. В контексте подобной гипотезы странным остаётся лишь то, что статуи богов захоранивались в заброшенных местах. Этому находится объяснение, если предположить, что айн-газальские статуи связаны с широко распространённым архетипом умирающего и воскресающего бога. Возможно, все они были изображениями божеств, умирающих, чтобы воскреснуть и обеспечить плодородие следующей весны[20].

Примечания

  1. Stanley Carvalho. East meets West as Louvre Abu Dhabi opens in the Gulf (англ.). Рейтер (7 ноября 2017). Дата обращения: 15 ноября 2019. Архивировано 12 марта 2022 года.
  2. 2004 World Monuments Watch. World Monuments Fund. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 9 марта 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Alan H. Simmons. The Neolithic Revolution in the Near East: Transforming the Human Landscape. — University of Arizona Press, 2011. — P. 195. Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine
  4. 4,0 4,1 4,2 D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 319.
  5. Carol A. Grissom, 2000, с. 25.
  6. 6,0 6,1 Hannelore Hägele. Colour in Sculpture: A Survey from Ancient Mesopotamia to the Present. — Cambridge Scholars Publishing, 2013. — 369 p.
  7. Kathryn W. Tubb, 2001.
  8. Besim Ben-Nissan. Advances in Calcium Phosphate Biomaterials. — Springer Science & Business, 2014. — P. 436. Архивная копия от 12 марта 2022 на Wayback Machine
  9. British Museum.
  10. Kathryn W. Tubb, 2001, с. 50.
  11. 11,0 11,1 Carol A. Grissom, 2000, с. 27.
  12. 12,0 12,1 D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 320.
  13. Kathryn W. Tubb, 2001, с. 48.
  14. D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 321.
  15. Carol A. Grissom, 2000, с. 43.
  16. 16,0 16,1 D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 324.
  17. D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 325.
  18. D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 326.
  19. D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 327.
  20. D. Schmandt-Besserat, 2013, с. 328.

Литература

Ссылки