Старчество
Ста́рчество (от старец) в православии — вид иноческой активности, связанный с духовным руководительством. Как отмечал епископ Савва (Михеев): «Само понятие „старец“ не привязано к какому-либо сану — ни к священническому, ни к архиерейскому. Понятие „старец“ в общем смысле слова означает — человек, умудрённый духовным опытом»[1]. В искажённом виде может принимать различные формы младостарчества.
Описание
Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над приходящими к старцу мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и советов, которые дает старец, приходящим к нему людям.
Термин «старец» имеет в словарях иное, общеупотребительное значение, например, в словаре Даля: «старец — человек престарелый, весьма старый, из стариков старик». В этом же словаре: «Соборный старец — член монастырского собора или совета. Рядовой старец — простой, недолжностный монах»[2]. Должность соборного старца известна по крайней мере с XVI века, такую должность занимал в 1530 году Тихон Зворыкин в Иосифо-Волоцком монастыре, который осуществлял надзор за Максимом Греком, сосланным в Иосифов монастырь, а потом за Вассианом Патрикеевым[3]. Должность соборного старца существовала в Киево-Печерской лавре в середине XVII века. Её, например, занимал Антоний (Радивиловский)[4].
Термин «старчество» преимущественно относят к практике духовного наставничества и водительства, культивировавшейся учениками и последователями преподобного Паисия Нямецкого в российских монастырях XIX и начала XX веков.
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни (Калужская епархия).
Ста́рица — пожилая православная монахиня или религиозная пожилая женщина не монашеского звания, пользующаяся уважением и авторитетом за свою подвижническую жизнь.
В современных женских монастырях старчество не развито[5].
Существенная разница в положении старца и старицы заключается в том, что первый может иметь священный сан, а стало быть служить не одним только словом, но и очищать душу приходящих к нему таинством покаяния, что весьма важно, ибо к нему приходят иногда люди, смущенные тяжкими грехами. Потому необходимо, чтобы старец мог не только прощать и успокаивать, но и разрешать от грехов смущённую совесть таинством покаяния.
Крайне редко термин «старец» отдельные люди употребляют в отношении старых или опытных священников — не монахов, осуществляющих духовное руководительство на приходе. Например, старец Иоанн Кронштадтский, старец Алексей Мечёв.
Явление опытного духовного наставничества встречается очень и очень редко, и осуществляется такое руководительство над людьми хорошо знакомыми старцу, оно не может осуществляться над случайными людьми.
Самое же частое и весьма распространённое явление это ложное старчество, при котором добрый совет от истинного старца заменяется слепым и безрассудным послушанием ложному старцу, считающему своё мнение безошибочным и требующему от мирян безусловного повиновения. О ложном старчестве писал Игнатий Брянчанинов: «Те старцы, которые принимают на себя „роль“, употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и, печальнейшая комедия, — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими[6]».
Известные старцы
- См. Категория:Старцы
Примечания
- ↑ Старец-архиерей Архивная копия от 26 апреля 2019 на Wayback Machine // Газета «Благовест», 2 сентября 2016
- ↑ Старый // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Елена Васильева, архивариус Иосифо-Волоцкого монастыря. Царский кум («Великий старец» Кассиан Босой). Архивная копия от 21 июня 2015 на Wayback Machine
- ↑ Жигулин Е. В. Антоний // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 638. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- ↑ Игумен Серафим (Кузнецов). Женские иноческие уставы . Дата обращения: 25 февраля 2019. Архивировано 26 февраля 2019 года.
- ↑ Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Советы относительно душевного иноческого делания. Часть 2, гл. 13, гл. 12. О жительстве в послушании у старца Архивная копия от 24 сентября 2013 на Wayback Machine
Литература
- Смолич И. К. Русское монашество 988—1917: Жизнь и учение старцев. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997. — 607 с.
- Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев. / Сост. и автор вступ. ст. С. С. Хоружий. — М.: ИС РПЦ, 2006. — 272 с.
- Великие старцы XX столетия / сост. С. С. Девятова. — М.: Артос-Медиа, 2010.
- Руденская Т. В. Русское старчество как духовный феномен Православия // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 120. — С. 15—20.
- Филарет (Вахромеев), митр. Геронтодицея: старчество как оправдание старости // Труды Минской духовной академии. — 2011. — № 9. — С. 4—8.
- Старчество // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 187. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
- Бондаренко В. В. Святые старцы. — М.: Молодая гвардия, 2020. — (Жизнь замечательных людей).