Старуха, жарящая яйца

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Диего Веласкес
Старуха, жарящая яйца. Около 1618 года
исп. Vieja friendo huevos
Холст, масло. 100,5 × 119,5 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

«Старуха, жарящая яйца» — жанровая картина Диего Веласкеса, написанная около 1618 года, в севильский период художника. В настоящее время хранится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

На ранних картинах Веласкес нередко изображал жизнь простонародья, зачастую используя членов своей семьи в качестве моделей. Женщина, изображённая на данной картине, появляется в другой работе мастера того же периода — «Христос в доме Марфы и Марии» (1618). Единой точки зрения на то, какой именно процесс приготовления яиц показан на картине — жарка или варка — не существует, поэтому она имеет альтернативное название «Старуха, варящая яйца»[1].

Картина считается одной из лучших ранних работ Веласкеса[2] и демонстрирует его мастерское владение светотенью. Источник освещения слева ярко заливает светом профиль старухи, её утварь, готовящиеся яйца и мальчика слева от неё, оставляя фон в глубокой тени. Использованная мастером светотень крайне интенсивна, так что стена на заднем плане не видна, в отличие от висящей на ней корзины. Веласкес сочетает мрачную темноту с высококонтрастным светом, используя тонкие оттенки и палитру с преобладанием охровой и коричневой краски. Композиция картины имеет овальную форму с центральными персонажами на переднем плане, что максимально приближает зрителя к пространству картины. Веласкес с фотографичным реализмом изображает кухонную утварь, удивительно точно передавая игру света на поверхности посуды и дыне в руках мальчика. Особенно удачно исполнены кастрюля с яйцами и руки персонажей.

Картина впервые упоминается среди прочих бодегонов Веласкеса в 1698 г. в описи имущества фламандского купца Николаса де Омазура, друга Мурильо[3]. В 1813 г. продана лондонским «Кристис» и с тех пор не покидала Великобритании. Впервые атрибутирована как работа Веласкеса в каталоге работ Веласкеса и Мурильо, составленном Ч. Кёртисом в 1883 г. В эдинбургский музей поступила в 1955 году. Во время реставрации 1957 года в правом нижнем углу обнаружена дата написания, позволившая связать «Старуху,…» с «Христом в доме Марфы и Марии[en]» и отождествить модель на обеих картинах[4].

Примечания

  1. A. D. Ortiz, A. E. P. Sánchez, J. Gállego. Velázquez. — Metropolitan Museum of Art, 1989. — P. 60. Архивная копия от 17 июня 2018 на Wayback Machine
  2. Velázquez. Metropolitan Museum of Art. 1989. p. 58.
  3. Corpus velazqueño (2000). Corpus velazqueño. Documentos y textos, 2 vols., bajo la dirección de J. M. Pita Andrade. Madrid, с. 553
  4. Catálogo de la exposición (1999). Velázquez y Sevilla. Sevilla: Junta de Andalucía. Consejería de Cultura. с. 186.