Станкявичюс, Римантас Антанас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Римантас Антанас Станкявичюс
лит. Rimantas Antanas Stankevičius
Место рождения Мариямполе,
Генеральный округ Литва, Рейхскомиссариат Остланд
Место смерти Сальгареда, Венеция, Италия
Страна  СССР
Награды и премии

Ри́мантас Анта́нас Станкя́вичюс[1] (лит. Rimantas Antanas Stankevičius); 26 июля 1944, Мариямполе, Литва9 сентября 1990, Сальгареда, Италия) — заслуженный лётчик-испытатель СССР (04.10.1989), подполковник, космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова.

Биография

Кенотаф Станкявичюсу на Быковском кладбище Жуковского

Родился в оккупированном нацистской Германией Мариямполе 26 июля 1944 года, за пять дней до освобождения города частями Советской армии. В Советской Армии с 1962 года. В 1966 году окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС.

Участник боевых действий в Египте с марта 1971 года по апрель 1972 года. Совершил 25 боевых вылетов. Был награждён орденом Красной Звезды (27.06.1972). Инструктор в Центре боевого применения ВВС в городе Мары (Туркмения). С 1973 года — в запасе.

В 1975 году окончил Школу лётчиков-испытателей ЛИИ им. М. М. Громова. С мая 1975 года — на испытательной работе в ЛИИ.

Провел ряд испытательских работ на самолётах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолётов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолёта ближнего воздушного боя, можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолётов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полётами Станкявичюса. Провёл испытания МиГ-29 на штопор.

12 июля 1977 года был зачислен в первую группу советских космонавтов (И. Волк, А. Левченко, Р. Станкявичюс, О. Кононенко и А. Щукин), готовившихся к полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В 1980 году окончил Центр подготовки космонавтов, с того же года — космонавт-испытатель Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), заместитель начальника ОКПКИ с 1988 года.

Проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащённых системой управления «Бурана». В качестве второго пилота участвовал в первом полёте «Бурана» на горизонтальных летных испытаниях (10.11.1985), его первой автоматической посадке (10.12.1986), и его первом полностью автоматическом полёте (23.12.1986). Ряд полётов выполнил командиром «Бурана». Совершил 14 полётов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16 февраля 1987 года.

4 октября 1989 года Римантасу Станкявичюсу было присвоено почётное звание Заслуженный летчик-испытатель СССР.

Погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия), похоронен в Каунасе (Литва). В его честь в Жуковском бывший Пионерский проезд переименован в проезд Станкявичюса.

Литература

  • Симонов А. А. Заслуженные испытатели СССР. — Москва: Авиамир, 2009. — С. 178—179. — 384 с. — ISBN 978-5-904399-05-4.
  • Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. — Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2001. — С. 102. — 192 с. — ISBN 5-93705-008-8.

Примечания

  1. В российских источниках имя Р. А. А. Станкявичюс надо понимать как Римантас Антанас (двойное имя) Антано (имя отца в родительном падеже, аналог «Антонович») Станкявичюс.

Ссылки