Перейти к содержанию

Храм Сретения Господня (Зимний дворец)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Домовый храм
Сретения Господня
Координаты: 59°56′30″ с. ш. 30°18′58″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия Православие
Архитектурный стиль Русское барокко
Архитектор Бартоломео Растрелли (воссоздание Василий Стасов)
Строительство 1768 год
Основные даты
  • 10 января 1768 — первое освящение храма
  • 1 февраля 1839 — освящение храма после пожара
Дата упразднения 1918 год
Состояние Не действует

Храм Сретения Господня (Малый храм Зимнего дворца) — домовый храм Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построен Бартоломео Растрелли в 1768 году, утрачен в пожаре 1837 года, воссоздан архитектором Василием Стасовым.

После революции 1917 года не действует, иконостас демонтирован в 1929 году.

История

Первый храм в честь Сретения Господня появился в Зимнем дворце ещё при Екатерине I[1]. Храм по проекту Бартоломео Франческо Растрелли была построена на месте одноимённого храма, существовавшего при дворце Анны Иоанновны. Его декоративным убранством занимался мастер И. Джани[2]. Изображения внутреннего убранства храма не сохранились, а сведения о его изначальной отделке скудны[3].

Храм был освящён 10 (21) января 1768 года. Обладая удобным расположением близ жилой половины дворца на втором этаже северо-западного ризалита, он использовался для частных богослужений императорской семьи[1].

При Николае I Сретенский храм получил статус собора, и в нём ежегодно 14 декабря совершались службы в воспоминание трагических событий восхождения Николая на престол[1].

Восстановление в XIX веке

Храм был уничтожен пожаром 1837 года, в котором пострадал весь дворец. Его восстановление, наряду с другими помещениями, было поручено Василию Стасову. Архитектор хотел отказаться от попытки воссоздать допожарный вид храма и сделать его двусветным — однако это не было одобрено императором, указавшим в задании «стараться с возможной точностью возобновить всё в прежнем виде»[3]. Проект восстановления, составленный при активном участии Николая I, был утверждён в апреле 1838 года и в целом послепожарное декоративное убранство воспроизводило первоначальный вид Сретенского храма[3].

Внутренний вид Малого храма Зимнего дворца в Петербурге
(Н. А. Бурдин, 1840)

Малый храм стал первым помещением Зимнего дворца, восстановленным после пожара[3]. Его освящение состоялось накануне его храмового праздника, дня Сретения Господня, 1 (13) февраля 1839 года — на полтора месяца раньше, чем Большой храм Зимнего дворца. Чин освящения совершил митрополит Киевский и Галицкий Филарет[2].

После революции 1917 года в России

После Февральской революции Временное правительство национализировало Зимний дворец, включая оба размещённых в нём домовых храма. В ноябре 1917 года на базе Зимнего дворца был открыт Государственный Эрмитаж. 29 мая 1918 года Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал Братству приходских советов в использовании помещения бывшего домового храма, находившегося на территории музея. Право использования помещений храма было передано Музею революции, и в 1929 году при устройстве лектория музея иконостас был демонтирован. В 1939 году при устройстве служебного помещения для Эрмитажа стены были закрыты щитами с холстом, плафон забелён, а декоративные элементы демонтированы. В дальнейшем в помещении малого домового храма разместились реставрационные мастерские Эрмитажа.

Новейшая реставрация

Церковный зал в 2021 году после реставрации

В 1990-е годы проведена реставрация сохранившегося декоративного убранства помещения храма, в ходе которой был найден и расчищен живописный плафон «Сошествие Святого Духа» Николая Николая Майкова. В дальнейшем реставрационные работы продолжались[4]: головки херувимов из папье-маше нашлись в фондах и вернулись на место, отреставрирован паркет. Иконостас решили не реконструировать (из 16 исторических икон, находившихся здесь, сохранилось только две в коллекции Русского музея)[5].

5 мая 2021 года[5] храмовый зал был открыт для посещения публики, в нём развёрнута экспозиция «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа»[6].

Внутреннее убранство

Сретение Господне (храмовая икона Малого храма, вторая треть XVIII века)

Декоративное убранство Сретенского храма воссоздавалось Василием Стасовым в 1838—1839 годах. Для воспроизведения первоначального, допожарного, облика были использованы сведения о его ремонтах в конце XVIII — первой третьи XIX века, рассказы о том, как выглядел его интерьер.

Храм получил сложное золочёное барочное убранство — некоторые элементы декора были позолочены по цветному грунту-подложке, при этом объёмные изображения головок ангелов и рокайльные орнаменты были сделаны из папье-маше. Стены были расчленены пилястрами и окрашены в светло-голубой цвет.

Поскольку над храмом находилась Бриллиантовая комната, то помещение не имело сводов; плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Николая Майкова по рисунку Тимофея Неффа.

В храме был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова:

Алтарь отделён от храма деревянным двухъярусным столярной работы с позолотою иконостасом. Царские врата — сквозные резные, а северные и южные глухие. Образа в Царских вратах: Благовещения и евангелистов. По иконостасу с правовой стороны Царских врат — образ Сретения Господня, с левой — путешествие Божией Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет[7].

В иконостасе находилось 16 икон, часть из которых — это спасённые при пожаре старые образа, написанные на холсте во второй трети XVIII века, предположительно, Иваном Бельским и Иваном Вишняковым (документы, указывающие на авторство и более точное время написания икон отсутствуют). На стены были помещены новые образа с изображений святителей, написанные Тимофеем Неффом. Выбор сюжетов был осуществлён в соответствии с памятными датами истории императорского дома.

На кровле дворца над Малым храмом была устроена звонница с барочным луковичным куполом.

Лестница дворца, ведущая к Сретенскому храму, получила название Церковной.

В ризнице храма с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, который был привезён из монастыря Пантократор (Афон)[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Зимин И. В. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762—1917. — СПб., 2012.
  2. 2,0 2,1 Собор Спаса нерукотворного образа с церковью Сретенья Господня при Императорском Зимнем дворце. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 3 марта 2017. Архивировано 18 июля 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Религиозный Петербург. — СПб.: Palace Editions, 2004. — С. 516—517.
  4. Восстанавливается церковь в Зимнем дворце. The Art Newspaper Russia (7 января 2014). Дата обращения: 6 мая 2022. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  5. 5,0 5,1 Петроремонт: пять возвращенных интерьеров Петербурга и пригородов. The Art Newspaper Russia (24 сентября 2021). Дата обращения: 6 мая 2022. Архивировано 6 мая 2022 года.
  6. Государственный Эрмитаж. — Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа. Дата обращения: 20 мая 2021. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  7. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Вып. 3. — СПб., 1873. — С. 361.

Литература

  • Зимин И. В. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762—1917. — СПб., 2012.

Ссылки