Сретенская церковь (Зимний дворец)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Православный храм
Церковь Сретения Господня
Координаты: 59°56′30″ с. ш. 30°18′58″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия Православие
Архитектурный стиль Русское барокко
Архитектор Бартоломео Растрелли (воссоздание Василий Стасов)
Строительство 1768 год
Основные даты
  • 10 января 1768 — первое освящение храма
  • 1 февраля 1839 — освящение храма после пожара
Дата упразднения 1918 год
Состояние Не действует

Сретенская церковь (Малая церковь Зимнего дворца) — домо́вая императорская церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построена Бартоломео Растрелли в 1768 году, утрачена в пожаре 1837 года, воссоздана архитектором Василием Стасовым.

После Февральской революции 1917 года не действует, иконостас демонтирован в 1929 году.

История

Первый храм Сретения Господня появился в Зимнем дворце ещё при Екатерине I[1]. Церковь по проекту Франческо Бартоломео Растрелли была построена на месте одноимённого храма, существовавшего при дворце Анны Иоановны. Её декоративным убранством занимался мастер И. Джани[2]. Изображений интерьера церкви не сохранилось и сведения о её изначальной отделке скудны[3].

Храм был освящён 10 (21) января 1768 года. Обладая удобным расположением близ жилой половины дворца на втором этаже северо-западного ризалита, он использовался для частных богослужений императорской семьи[1].

При Николае I Сретенская церковь получила статус собора и в ней ежегодно 14 декабря совершались службы в воспоминание трагических событий восхождения Николая на престол[1].

Восстановление в XIX веке

Церковь была уничтожена пожаром 1837 года, в котором пострадал весь дворец. Её восстановление, наряду с другими помещениями, было поручено В. П. Стасову. Архитектор хотел отказаться от попытки воссоздать допожарный вид церкви и сделать её двусветной — однако это не было одобрено императором, указавшим в задании «стараться с возможной точностью возобновить всё в прежнем виде»[3]. Проект восстановления, составленный при активном участии Николая I, был утверждён в апреле 1838 года и в целом послепожарное декоративное убранство воспроизводило первоначальный вид Сретенской церкви[3].

Внутренний вид Малой церкви Зимнего дворца в Петербурге
(Н. А. Бурдин, 1840 год)

Малая церковь стала первым помещением Зимнего дворца, восстановленным после пожара[3]. Её освящение состоялось накануне её храмового праздника, дня Сретения Господня, 1 (13) февраля 1839 года — на полтора месяца раньше, чем Большая церковь Зимнего дворца. Чин освящения совершил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров)[2].

После революции

После Февральской революции Временное правительство национализировало Зимний дворец, включая обе размещённые в нём домовые церкви. В ноябре 1917 года на базе Зимнего дворца был открыт Государственный Эрмитаж. 29 мая 1918 года Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал Братству приходских советов в использовании помещения бывшей домовой церкви, находящейся на территории музея. Право использования помещений церкви было передано Музею революции, и в 1929 году при устройстве лектория музея иконостас был демонтирован. В 1939 году при устройстве служебного помещения для Эрмитажа стены были закрыты щитами с холстом, плафон забелён, а декоративные элементы демонтированы. В дальнейшем в помещении домовой церкви разместились реставрационные мастерские Эрмитажа.

Новейшая реставрация

Церковный зал в 2021 году после реставрации

В 1990-е годы проведена реставрация сохранившегося декоративного убранства помещения церкви, в ходе которой был найден и расчищен живописный плафон «Сошествие Святого Духа» Николая Майкова. В дальнейшем реставрационные работы продолжались[4]: головки херувимов из папье-маше нашлись в фондах и вернулись на место, отреставрирован паркет. Иконостас решили не реконструировать (из 16 исторических икон, находившихся здесь, сохранилось только 2 в коллекции Русского музея)[5].

5 мая 2021 года[5] церковный зал был открыт для посещения публики, в нём развёрнута экспозиция «Православные церковные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа»[6].

Внутреннее убранство

Сретение Господне (храмовая икона Малой церкви, вторая треть XVIII века)

Декоративное убранство Сретенской церкви воссоздавалось В. П. Стасовым в 1838—1839 годах. Для воспроизведения первоначального, допожарного, облика были использованы сведения о её ремонтах в конце XVIII — первой третьи XIX века, рассказы о том, как выглядел её интерьер.

Церковь получила сложное золочёное барочное убранство — некоторые элементы декора были позолочены по цветному грунту-подложке, при этом объёмные изображения головок ангелов и рокайльные орнаменты были сделаны из папье-маше. Стены были расчленены пилястрами и окрашены в светло-голубой цвет.

Поскольку над церковью находилась Бриллиантовая комната, то помещение не имело сводов; плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Н. А. Майкова по рисунку Т. А. Неффа.

В церкви был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова:

Алтарь отделён от храма деревянным двухъярусным столярной работы с позолотою иконостасом. Царские врата - сквозные резные, а северные и южные глухие. Образа в Царских вратах: Благовещения и евангелистов. По иконостасу с правовой стороны Царских врат — образ Сретения Господня, с левой - путешествие Божией Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет.[7]

В иконостасе находилось 16 икон, часть из которых — это спасённые при пожаре старые образа, написанные на холсте во второй трети XVIII века предположительно И. И. Бельским и И. Я. Вишняковым (документы, указывающие на авторство и более точное время написания икон отсутствуют). На стены были помещены новые образа с изображений святителей, написанные Т. А. Неффом. Выбор сюжетов был осуществлён в соответствии с памятными датами истории императорского дома.

На кровле дворца над Малой церковью был устроена звонница с барочным луковичным куполом.

Лестница дворца, ведущая к Сретенской церкви, получила название Церковная.

В ризнице церкви с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, который был привезён из монастыря Пантократор (Афон)[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Зимин И. В. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762—1917. — СПб., 2012.
  2. 2,0 2,1 Собор Спаса нерукотворного образа с церковью Сретенья Господня при Императорском Зимнем дворце. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 3 марта 2017. Архивировано 18 июля 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Религиозный Петербург. — СПб.: Palace Editions, 2004. — С. 516—517.
  4. Восстанавливается церковь в Зимнем дворце. The Art Newspaper Russia (7 января 2014). Дата обращения: 6 мая 2022. Архивировано 17 сентября 2021 года.
  5. 5,0 5,1 Петроремонт: пять возвращенных интерьеров Петербурга и пригородов. The Art Newspaper Russia (24 сентября 2021). Дата обращения: 6 мая 2022. Архивировано 6 мая 2022 года.
  6. Государственный Эрмитаж. — Православные церковные облачения XVII – начала XX века в собрании Эрмитажа.. Дата обращения: 20 мая 2021. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  7. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 3 Спб., 1873. С. 361

Литература

  • Зимин И. В. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762—1917. — СПб., 2012.

Ссылки