Сребреницкий, Григорий Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Григорий Фёдорович Сребреницкий

Григорий Фёдорович Сребреницкий, Фебруицкий[1] (1724, Чернетчина, Ахтырский уезда Харьковской губернии10 декабря 1779, Санкт-Петербург) — украинский гравёр резцом и педагог, значительную часть жизни работавший в Санкт-Петербурге.

Биография

Григорий Сребреницкий родился в 1724 году в семье священника в селе Чернетчина Ахтырского уезда Харьковской губернии в Малороссии. С 1741 до 1759 года учился и работал в Печатном дворе Киево-Печерской Лавры. В 1759 году он приехал в Санкт-Петербург и поступил в рисовальные классы Императорской Академии наук[2]. В 1760 году он подал президенту Императорской Академии художеств И. И. Шувалову следующую просьбу:

«Я, нижеподписавший, через одну привычку обучился рисовать и резать на меди, потом, помощью некоторых благодетелей, изыскав случай приехать в Санктпитербурх, с прошлаго 759 года обучался рисовальному художеству при академии наук, на своем коште. A ныне по бедности моей, будучи не в состоянии содержать себя, принял смелость просить об определении меня, нижайшаго, в академию художеств к гравировальному художеству, к коему склоннее являюсь».

Эта челобитная является единственным документом, сохранившим некоторые биографические сведения о ранней жизни Сребреницкого. Прошение было удовлетворено, и Сребреницкий был зачислен в гравировальный класс Чемесова[3].

30 июня 1763 года, за рисунок с гипса на котором был изображён антик «Сатир», Г. Ф. Сребреницкий был награждён серебряной медалью и за «хорошие успехи и поведение при первом конкурсе» получил шпагу. К этому же времени относится одна из лучших его гравюр: «Богоматерь»[4][3].

Материальная необеспеченность вынудила Г. Сребреницкого изыскать какой-нибудь источник заработка, потому что гравюры не приносили ему почти никакого дохода; с этой целью он обратился в академию художеств с просьбой о представлении ему места младшего учителя. В ответ на это в 1767 году ему было поручено учить чистописанию и рисованию младший возраст за вознаграждение в 150 рублей в год, а вскоре был вверен ему и граверный класс с повышением жалованья до 230 рублей в год[3].

В 1769 году он вышел из академии, открыл в Петербурге небольшую граверную мастерскую и женился, как значится в венчальной записи, на «вольной девке, содержащей лютерский закон»[3].

Григорий Фёдорович Сребреницкий скончался 10 декабря 1779 года[3].

В персоналии «Русского биографического словаря» говорится: «Талант у Сребреницкого, несомненно, был... но под гнетом материальный нужды он не получил возможности развить его, поэтому все работы его довольно небрежны и в особенности неудовлетворительны с технической стороны»[3].

Наиболее известными работами Сребреницкого, кроме целого ряда виньеток, являются:

  1. «Княгиня Барятинская», по своей редкости ценится дорого;
  2. «Купец И. С. Чиркин» (1770 г.);
  3. «Генерал П. И. Яковлев», 8°;
  4. «Святое Семейство со св. Елисаветой» (под этой гравюрой имеется замечание: «Писал С. Бурдон, копировал с Естампа П. Сихусена учен. Гр. Сребр.»);
  5. «Дочь кормит отца грудью» — доска находится в Академии худ.;
  6. «Расслабленный» (внизу посвящение: «Его высокографскому Сиятельству… П. В. Шереметеву… от Гравиора Г. Сребр… с подлин. Г. Гриоза… в СПб. 1770»);
  7. «Святый Евангелист Матвей» — доска в Киево-Печерской типографии;
  8. Три аллегорические женские фигуры, танцующие кругом пальмового дерева, на котором помещен вензель Екатерины II[5][3].

Кроме того, Fioriolo упоминает Сребреницкого, как автора гравюр: «Римские христиане» по Лагрене и «Больной отец семейства» по Грейце[3].

Примечания

  1. Фебруицкий // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1901. — Т. 21: Фабер — Цявловский. — С. 26.
  2. Петров Π. Η. «Обзор движения искусства в России».
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 РБС, 1909, с. 273.
  4. Nagler, «Künstler-Lexikon», Bd. 17.
  5. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов, т. 1—4. — СПб., 1886—1889. Архивная копия от 14 января 2020 на Wayback Machine

Литература